Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

9 апреля 2024 г. состоялось заседание № 152 ОПВ Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) «Современные проблемы слабослышащих больных. Лаборатория слуха и речи»

Подробнее

все События и новости

 В 1992 году в конце Десятилетия инвалидов Организации Объединенных Наций (1983—1992) Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией №47/3 провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов (International Day of Persons with Disabilities), с целью повышения осведомленности и мобилизации поддержки важных вопросов, касающихся включения людей с инвалидностью, как в общественные структуры, так и процессы развития. 

Указанное десятилетие было периодом повышения информированности и принятия мер в целях улучшения положения инвалидов и обеспечения для них равных возможностей. Позднее Генеральная Ассамблея ООН призвала государства-члены ООН ежегодно проводить мероприятия в ознаменование Дня, имея в виду дальнейшую интеграцию в жизнь общества лиц с инвалидностью. 

А в декабре 2006 года Генассамблея ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов, которая является правозащитным документом с ориентацией на социальное развитие — это одновременно договор по правам человека и инструмент развития. Конвенция вступила в силу 3 мая 2008 года, а её принципами конвенции являются: уважение присущего человеку достоинства и личной независимости; недискриминация; полное и эффективное вовлечение и включение в общество; уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества; равенство возможностей; доступность; равенство мужчин и женщин; уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность. 

В мире проживает примерно один миллиард инвалидов (это около 15% населения мира), и все они сталкиваются с физическими, социально-экономическими и поведенческими барьерами, исключающими их из полномасштабного, эффективного и равноправного участия в жизни общества. По данным ООН, они составляют непропорционально большую долю беднейшей части населения мира, а также у них отсутствует равный доступ к основным ресурсам, таким как образование, занятость, здравоохранение и система социальной и правовой поддержки. 

Поэтому проведение 3 декабря Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия, на привлечение внимания общества на преимущества, которые оно получает от участия инвалидов в политической, социальной, экономической и культурной жизни. 

Цели, ради которых этот день был провозглашен, — полное и равное соблюдение прав человека и участие инвалидов в жизни общества. Эти цели были поставлены во Всемирной программе действий в отношении инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей в 1982 году. 

Каждый год мероприятия, проводимые в рамках данного Дня, посвящен определенной теме. Так, в разные годы девизом Дня были слова: «Искусство, культура и независимый образ жизни», «Доступность для всех в новом тысячелетии», «Полное участие и равенство: требование новых подходов для оценки прогресса и оценки результатов», «Самостоятельная жизнь и устойчивый заработок», «Ничего о нас без нас», «Права инвалидов: деятельность в процессе развития», «Достойная работа для инвалидов», «Конвенция о правах инвалидов: достоинство и справедливость для всех нас», «Устраним барьеры, откроем двери: за общество, открытое для всех», «Перемены, направленные на создание устойчивых сообществ для всех» и др. 

Напомним, что Международный день борьбы за права инвалидов отмечается ежегодно 5 мая. 


http://www.calend.ru/holidays/0/0/114/

Помощь слепым и слабовидящим людям 

Людей, которые совсем ничего не видят, а также тех, кто видит очень плохо, принято называть общим словом «незрячие». Слепыми называют тех, кто или совсем ничего не видит, или видит так мало, что является практически слепым. Слабовидящие – это те люди, которые видят, но очень плохо, потому что центр глаза у них ничего не видит, а боковое зрение, хоть и слабое, имеется. Часто люди плохо видящие используют белую трость. Те инвалиды, которые не используют трость, как правило, передвигаются осторожно, многие из них слегка выставляют вперед руку, чтобы не натыкаться на окружающие предметы и людей. При этом они присматриваются к окружающему, а в некоторых местах, например, у свечного ящика, в церковной лавке осторожно дотрагиваются до продающихся предметов. 

Таких людей можно заметить еще и по своеобразному поведению: 

  • одни постоянно крутят головой во все стороны, потому что видят мир как бы через узенькую трубочку или же у них видят только половинки каждого глаза. Им приходится собирать общую картинку окружающего пространства из тех небольших фрагментов, которые они в состоянии разглядеть; 
  • другие смотрят на окружающее пространство (в том числе и на прихожан, и на батюшку) боком; 
  • третьи ходят, высоко подняв голову, потому что у них сохранилось какое-то зрение только в нижней части глаза. 

Во время причастия многие незрячие не видят Чашу, подносимую ко рту лжицу, крест, который надо поцеловать. Вообще им сложно понять, что происходит вокруг, что необходимо делать в тот или иной момент богослужения, поскольку они не видят, как это делают другие. И даже когда они слабо, но различают предметы, они все равно чувствуют неловкость. Им трудно, например, не дотрагиваясь рукой до креста, найти его. А как трудно слепым и слабовидящим найти конец очереди (на исповедь, к Чаше и т. д.) и следить за ее движением! Ведь они не могут увидеть, насколько далеко отошел от них впереди стоящий. Слепые и слабовидящие натыкаются на прихожан, на подсвечники или другие предметы, находящиеся в храме. От этого они испытывают неловкость и стеснение. Их расстраивают грубые замечания прихожан, когда они (незрячие) промахиваются, ставя свечи; разворачиваются не в ту сторону, куда смотрят остальные; крестятся не синхронно с другими прихожанами и т. д. 
Незрячему трудно подать записку (найти место и человека, который их принимает), если даже кто-то заранее помог ее написать или он сам написал ее на компьютере и распечатал дома на принтере. А найти нужную икону (батюшку, его руку)? От этого слепым и слабовидящим психологически трудно заставить себя идти в храм без родственников, близких людей или помощников, а они есть не у каждого. В результате, чтобы избежать ситуаций психологического дискомфорта, одинокий незрячий избегает и храма. 
Некоторые прихожане не подходят к незрячим, потому что не знают, как предложить им свою помощь. Это ложная деликатность, ведь самим слепым и слабовидящим трудно найти того, кто помог бы им. 

Правила общения с незрячим человеком и сопровождения его в храме 

1. Сами предлагайте помощь незрячим. Для этого дотроньтесь до руки человека и задайте вопрос: «Вам помочь?», «Что именно вы хотите?» и т. п. Пусть вас не обманывает то, что слепой или слабовидящий человек может носить очки: это немного облегчает им ориентацию, но и в очках они плохо видят и нуждаются в помощи зрячих. 

2. Не навязывайте помощь инвалиду, если он от нее отказывается. Незрячий, как и любой человек, имеет личное пространство, которое оберегает и очень чутко относится к любому вторжению. 

3. Не говорите с незрячим покровительственным тоном: зрячие ничем не выше незрячих. Общайтесь с ним так же уважительно, как с любым другим человеком. 

4. В ходе диалога обращайтесь прямо к незрячему и говорите нормальным голосом. Не кричите, ведь незрячий – не глухой. Не пытайтесь избегать слов «смотреть» и «видеть» – для незрячего человека они означают «видеть руками», осязать. 

5. Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. При общении с группой слепых и слабовидящих не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь. Можно дать понять незрячему, что вы разговариваете именно с ним, легонько прикоснувшись к нему рукой. К слабовидящим также стоит обращаться по имени, ведь они не видят вашего взгляда и могут не понять, что вы обращаетесь именно к ним. 

6. Всегда предупреждайте инвалида по зрению, если хотите взять его за руку или пожать руку. 

7. Не проявляйте открыто сострадания и жалости к незрячим. Жизнь многих незрячих полна впечатлений, насыщена радостями и заботами. Им нужна помощь, но не жалость. 

8. В присутствии инвалида по зрению не следует долго восхищаться красотой недоступного для его восприятия объекта (картиной, предметом под стеклом, природным явлением и т. п.). Лучше конкретизировать, что именно вызывает восхищение. 

9. Если вы хотите обратиться к взрослому человеку с нарушением зрения, обращайтесь непосредственно к человеку, а не к сопровождающему: «Хотите ли сесть?», «Нужна ли вам помощь?» и т. д. Такой же принцип в общении с ребенком- инвалидом старшего дошкольного возраста: если вам нужно получить о нем информацию (фамилия и имя, дата и место рождения, адрес и т. д.), следует обращаться лично к нему, а не к его сопровождающему. Для детей младшего возраста эти вопросы следует максимально упрощать: «Как тебя зовут? С кем ты пришел?» и т. д. Игнорировать присутствие ребенка при получении информации о нем категорически нельзя. 

10. Не заменяйте чтение какого-либо документа его пересказом. Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят. 

11. Если вы обедаете с незрячим, то рассказывайте ему о том, какую приносят пищу и как располагают ее на столе и на тарелке. Также не следует ничего класть в тарелку незрячему человеку, не предупредив его о своем намерении, ведь он, как и любой другой человек, может быть избирательным в еде и не любить каких-то блюд. 

12. Не хватайте незрячего и не тащите его за собой. Объясните коротко, куда и зачем надо идти. 

13. Предлагая себя в качестве проводника, попросите человека взять вас под руку и идите на полшага впереди. Не хватайте трость незрячего. 

14. Сопровождая ребенка-инвалида, не стискивайте его руку. 

15. Передвигаясь по храму с незрячим, держащим вас под локоть, в узких местах заводите руку, за которую держится инвалид, за спину – так, чтобы он мог, не теряя с вами контакта, двигаться следом. 

16. Ведя незрячего, описывайте обстановку вокруг, информируйте о направлениях максимально конкретно. Определяйте левую и правую стороны по отношению к позиции незрячего. 

17. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, низких потолках, высоких порогах и т. д. При подходе к бордюрам/лестницам сообщайте: «Бордюр вверх/вниз», «Ступени вверх/вниз». 

18. Положив руку незрячего на перила лестницы, вы ориентируете его о начале/конце спуска или подъема. По ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. 

19. Объясняйте причину возникновения неожиданных громких звуков и шумов. 

20. Не отходите от незрячего без предупреждения даже на небольшое расстояние, если он останется при этом один. В то же время без необходимости не опекайте его. Ребенку-инвалиду гиперопека мешает развиваться, а взрослого инвалида унижает и раздражает. 

21. Не усаживайте инвалида по зрению, подталкивая к сиденью. Предложите сесть, а затем положите его руку на спинку стула (подлокотник, скамью). 

22. Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь. 

23. При знакомстве незрячего с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. 

24. Помогая незрячему поставить свечу, можно выполнить все необходимые действия, направляя его руку своей. Перед тем как поставить свечу, сопровождающий или сам человек с нарушением зрения проверяет, есть ли необходимость в подготовке фитиля свечи (очистке от воска). Когда свеча готова, сопровождающий подводит своего подопечного к нужному подсвечнику так, чтобы подсвечник был прямо перед незрячим. Незрячий берет свечу за середину, при этом его рука должна быть относительно расслаблена и послушна руке сопровождающего. Сопровождающий располагается позади незрячего, берет его руку около локтя и направляет ее так, чтобы незрячий смог зажечь свечу, оплавить ее нижний конец и установить в подсвечник. Когда свеча зажжена, нужно левой (свободной) рукой незрячего указать ему место на подсвечнике. Незрячий человек берется пальцами свободной руки за лунку подсвечника, затем ведущей рукой самостоятельно вставляет свечу в подсвечник. Иногда незрячему человеку удобнее, чтобы за него поставили свечу, тогда нужно быть чутким к его прямой или косвенной просьбе об этом. 


Помощь глухим и слабослышащим людям 


Поведение человека с нарушенным слухом может быть разным: от беспокойного, несколько суетливого, надоедливого, связанного с потребностью в помощи, в восполнении недостатка слуховой информации – до отрешенного, рассеянного, избегающего общения с окружающими. Второй вариант связан с негативным опытом общения со слышащими людьми, со страхом быть непонятым, осмеянным. При этом потребность в общении, дружеской поддержке у неслышащего ребенка или взрослого, конечно же, не меньшая, чем у слышащего. Поэтому люди с нарушенным слухом нередко предпочитают посещать массовые мероприятия в обществе людей с таким же нарушением. 
У глухих людей иногда возникают трудности в координации движений, что может выражаться в шаркающей походке, некоторой неуклюжести. Причина – нарушения в работе вестибулярного аппарата (органы слуха и равновесия расположены рядом). Из-за проблем со слухом человеку трудно контролировать собственные голосовые реакции. Поэтому глухие люди могут непроизвольно издавать необычные шумы при физическом усилии, дыхании, приеме пищи, волнении. 
Существует несколько типов и степеней глухоты. Некоторые не слышат или не воспринимают устную речь и могут разговаривать только на жестовом языке. Другие могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. С ними нужно говорить немного громче и четче обычного, подбирая подходящий уровень громкости. Некоторые утратили способность воспринимать высокие частоты. 

Нарушения слуха довольно часто сопровождаются затруднениями речи. Общение с человеком с такими проблемами требует такта и деликатности. Иногда люди испытывают непроизвольную неловкость при общении с людьми с затруднениями речи, стараются как можно быстрее выйти из ситуации и совершают несколько распространенных ошибок: 

* делают вид, что поняли фразу тогда, когда на самом деле это не так; 
* перебивают говорящего словами "я понял"; 
* договаривают за собеседника; 
* прерывают общение. 

Правила взаимодействия с человеком, у которого имеются речевые затруднения

1. Не игнорируйте таких людей и не избегайте с ними разговора. 

2. Позвольте собеседнику полностью договаривать фразы и начинайте говорить только тогда, когда вы убедились, что мысль завершена. 

3. Не относитесь к собеседнику предвзято: трудности в речи прямо не влекут за собой трудности и восприятии и обработке информации. 

4. При наличии серьезных барьеров в общении тактично предложите альтернативный способ обмена информацией, например, переписку. 

5. Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль. 

6. Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени. 

7. Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все ваше внимание. 

8. Не думайте, что затруднения в речи – показатель низкого уровня интеллекта человека. 

9. Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка. 

10. Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам. 

Помощь людям, испытывающим трудности при передвижении 


1. Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием. Не следует кричать или нарочито жестикулировать. 

2. Если вы общаетесь с человеком в инвалидной коляске, постарайтесь сделать так, чтобы ваши глаза находились с его глазами на одном уровне. Например, постарайтесь сразу в начале разговора сесть, если есть возможность, причем прямо перед ним. 

3. Помните, что инвалидная коляска – неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте. Начать катить коляску без согласия инвалида – то же самое, что схватить и понести вещи человека без его разрешения. 

4. Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом. Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям. 

5. Если вам разрешили передвигать коляску, катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия. 

6. При помощи в преодолении бордюров и порогов ни в коем случае не пытайтесь перескочить их, разогнав коляску. Коляска может затормозить, а человек по инерции вылетит из нее, что чревато дополнительными травмами. 

7. Не ведите себя снисходительно по отношению человеку в коляске, ни в коем случае нельзя фамильярничать (например, обращаться на "ты" и проч.), общайтесь спокойно и уважительно. Также не пытайтесь выказывать жалость и вспоминать истории про знакомых вам инвалидов на колясках. 

8. Ненавязчиво следите за окружающей обстановкой, чтобы предвидеть трудности, которые может испытывать человек с ограниченными возможностями при передвижении в конкретной ситуации: иногда нужно задержаться и пропустить вперед человека на костылях или коляске при входе в узкую дверь, придержать дверь или убрать с дороги мешающие передвижению предметы, не наращивать скорость ходьбы, недоступную для собеседника. 

Правила общения с людьми с гиперкинезами (спастикой) 


Гиперкинезы – непроизвольные движения тела или конечностей, которые обычно свойственны людям с детским церебральным параличом (ДЦП). Непроизвольные движения могут возникать также у людей с повреждением спинного мозга. 

1. Если вы видите человека с гиперкинезами, не следует обращать на него пристальное внимание. 

2. При разговоре не отвлекайтесь на непроизвольные движения вашего собеседника, потому что невольно можете пропустить что-то важное, и тогда вы оба окажетесь в неловком положении. 

3. Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекая всеобщего внимания. 

4. Следует учесть, что при гиперкинезах могут встречаться также затруднения в речи. 

Источник - брошюра "Как помочь инвалиду в храме" Арзамасцева Н.С.

Вернуться к списку событий и новостей