В программе абонемента «Здоровая семья» при храме Державной иконы Божией Матери 17 декабря 2015 г. состоялась встреча с семейным психологом действительным членом Общества православных врачей Санк-Петербурга Николаем Николаевичем Лепехиным. На встрече освещалась актуальная и важная тема: «Возрастные кризисы развития человека».
Слушатели с интересом узнали, что в соответствии с различными периодами жизни человека психологи выделяют кризисные состояния, присущие в целом каждому возрасту.
В психологии существует понятие «Нормативные возрастные кризисы».
1) Кризис новорожденности;
2) Одного года;
3) Трех лет;
4) Семи лет;
5) Подростковый (10-15 лет);
6) Юношеский - кризис идентичности (15-21);
7) Кризис 30 лет;
8) Кризис середины жизни 40 лет;
9) Кризис ухода на пенсию;
10) Кризис смерти
Кроме того, выделяют кризисы: утраты и разлуки; травматические кризисы – насилие, война, болезнь, которые приводят к посттравматическим стрессовым расстройствам.
Что приводит к кризису?
Под влиянием тех или иных факторов происходят резкие изменения в человеке: меняется его мировоззрение, изменяются его потребности, поведение, стиль жизни, статус в обществе. Личность становится неустойчивой, и даже на слабые раздражители отвечает неоправданно интенсивными откликами.
Стрессовые факторы в эти периоды оказывают огромное влияние на формирование личности; у кого-то это проходят гладко, а кто-то решается на отчаянный шаг.
Задача самого человека в этот период и того, кто находится рядом: помочь воспринимать себя нового с позитивной точки зрения — легче преодолеть психологические трудности возрастных кризисов.
На встрече подробно были разобраны типичные кризисные ситуации в различные возрастные периоды.
Кризис новорожденности
Первый сложный период адаптации младенца к окружающей среде преодолевается:
Кризис одного года
В возрасте 1-го года ребенок уже осваивает ходьбу, активно исследует мир, налицо всплеск самостоятельности.
Появляются новые аффекты - упрямство, непослушание, настырность. Он встречается с ограничениями («нельзя» или «нет»).
Как помочь преодолеть трудности на данном этапе его жизненного пути?
Кризис трёх лет
В 3 года у ребенка развита инициативность, он уже осознает чувство вины. Появляется понятие в различиях между «хочу» и «должен». Возникает негативизм, упрямство, своеволие, конфликт с окружающими, деспотизм по отношению к братьям и сёстрам.
Так, например, игра, с правилами и нормами, служит пространством, где он может развивать свою независимость и пробовать разные роли.
Кризис 7-ми лет
В младшем школьном возрасте ведущая деятельность – учеба. В этот период происходит переоценка ценностей. Ребенок испытывает радость от своих успехов, переживает неудачи. В тоже время возникает чувство неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувство собственной значимости, компетентности, исключительности. Появляются раздражительность, страхи, повышенная тревожность.
Главное здесь:
Это помогает ребенку начать размышлять прежде чем действовать, будет способствовать осознаванию своих действий и их последствий.
Подростковый (пубертатный) кризис
В этот период происходит полная перестройка организма, начинается половое влечение и связанные с ним переживания. Возникает стремление стать самостоятельным и равноправным членом взрослого общества. Однако, подросток осознает, что социально остаётся ещё школьником. Вследствие этого случаются конфликты со взрослыми, зачастую снижается успеваемость. Появляются элементы рискованного поведения: побеги, вандализм, жестокость; усиливается риск негативных зависимостей: алкоголь, наркотики, токсические вещества.
В своем выступлении докладчиком был сделан акцент на тех ошибках, которые совершают порой родители в семье по отношению к своим детям.
Формы неадекватного семейного воспитания
Немаловажное значение по сравнению с детским возрастом имеет период взросления, становления личности, а также и последующие этапы жизни человека.
Кризис идентичности 17-ти лет (15-20)
Центральное место в этом жизненном периоде человека занимает самоопределение: профессиональное, личностное, половое, мировоззренческое, поиск себя.
Резкая смена образа жизни, включение подростков в новые виды деятельности, расширение общения с новыми людьми вызывают у них значительную напряженность. Может начаться обострение хронических заболеваний.
Помогают адаптироваться в новой жизненной ситуации в основном два фактора:
В преодолении этого периода происходит стабилизации личности. Человек находит себя. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и осознается свое место в нем, формируется мировоззрение.
Четыре задачи взросления мужчины
Основная задача этого этапа жизненного пути - борьба за экономическую самостоятельность: социальное признание, самореализация.
Кризис 30-ти лет
Для самореализации и устойчивого положения в обществе в данной возрастной категории важна любовь, сохранение интимности семейных отношений, успех или неуспех решения основных задач взросления.
В этот период возникает переоценка ценностей, пересмотр собственной личности, собственной семейной жизни. Возможно изменение представлений о своей жизни, иногда полная утрата интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушение прежнего образа жизни.
Взрослость
умение брать на себя ответственность
Кризис середины жизни – 40 лет
В середине жизни человек размышляет о созидательной стороне своего бытия: продуктивность или застой. В кризисе сорока лет ему приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел. Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, реализацией планов. Возникают проблемы в профессиональной деятельности. Могут быть обострения отношений в семье, потеря близких людей, «вылет детей из гнезда», утрата непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них. Формируется окончательное осознание характера супружеских отношений.
С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.
Поздняя зрелость (44 – 60 лет)
Возникает основной вопрос: «Каковы мои реальные задачи в жизни?»
В этом возрасте уже сформировалась привязанность к определенной деятельности, определенным ценностям и ориентациям. Утвердилась потребность в самореализации, созидании и передаче наследства.
Деструктивные моменты развития в зрелом возрасте
Кризис поздней зрелости (уход на пенсию)
Для этого возраста наиболее характерны:
Основная проблема – одиночество.
Проблемы старости – пожилой возраст, старческий возраст и долгожители
Ведущая деятельность этой возрастной категории - обретение мудрости.
Задача: стремление интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни.
В этом возрасте снижается способность справляться со сложными жизненными ситуациями, требующими скорости принятия решений, имеется привязанность к прошлому, беспричинная грусть, депрессивность, но несмотря на это, у человека сохраняется смысловая память. В этот период жизни очень важна оберегающая и стимулирующая среда для сохранения мотивации посильных форм самостоятельного поведения. Помогает поддержать жизненный уровень позитивная роль семейных отношений, стремление поддерживать физическое здоровье на приемлемом уровне.
Необходимо знать, что интенсивность старения интеллектуальных функций зависит от:
Возрастные особенности интеллекта
В конце встречи Николай Николаевич ответил на многочисленные вопросы слушателей и на конкретных примерах разобрал наиболее сложные варианты конфликтных ситуаций в семье.
Сегодня, как и во времена глубокой древности поучительны для нас слова святоотеческий писаний:
«Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов». Гал.6:2
Один недостаток имеешь ты, а другого не имеешь. Он же, напротив, не имеет недостатка, какой имеешь ты, но имеет другой. Ты перенеси его недостаток, а он пусть переносит твой. Таким образом исполняется закон любви. Ибо любовь назвал Апостол законом Христовым. Христовы эти слова: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13:34).
Толкование на послание к Галатам. Блаженный Феодорит Кирский
Действительный член ОПВ СПб, врач Т. В. Жаркова
Фото с сайтов http://www.psychologos.ru/, http://www.b17.ru/