Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

10 и 11 июня  Общество православных врачей Санкт-Петербурга отметило День своего Небесного покровителя — святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в храме Державной иконы Божией Матери

Подробнее

09 апреля 2024 г. состоялось 152-е заседание Санкт-Петербургского Общества православных врачей им святителя Луки Войно-Ясенецкого в конференц-зале Медицинского модуля Храма Державной иконы Божией Матери на пр. Культуры.

   Программа заседания:

18.00 — Молебен с каноном свт. Луке (Войно-Ясенецкому)  ( храм свт. Иннокентия Московского (адрес: пр.Культуры дом 4 корп.3))

19.00 — заседание ОПВ СПб на тему «Современные проблемы слабослышащих больных. Лаборатория слуха и речи» (конференц-зал Медицинского модуля на территории  храма Державной иконы Божией Матери)

Доклады:

1. «Современные проблемы слабослышащих больных. Лаборатория слуха и речи» — Бобошко Мария Юрьевна д.м.н., профессор, врач сурдолог-оториноларинголог, заведуюшая лабораторией слуха и речи в ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова

2. «Великие люди, страдающие тугоухостью. Приобретенная акустическая сенсорная депривация и способности людей» — проф. каф. оториноларингологии  ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, д.м.н. прот. Сергий Филимонов

 

Перед началом заседания члены Общества приняли участие в чтении канона святителю и исповеднику Луке, архиепископу Крымскому в Храме свт. Иннокентия Московского.

Первым прозвучал доклад д.м.н., профессора, заведующей лабораторией слуха и речи ПСПбГМУ им ак. И. П. Павлова, врача — оториноларинголога высшей категории Марии Юрьевны Бобошко  «Из истории клинической аудиологии: к 50-летию лаборатории слуха и речи ПСПбГМУ им. ак. И. П. Павлова».

В 1830 г. император Николай I выделил 400 тысяч рублей на строительство новой «Больницы, учрежденной на Петербургской стороне». В июле 1832 г. состоялась закладка здания, к маю 1833 года трехэтажное здание больницы на 250 коек уже было построено вчерне. В 1834 году Высочайшим поведением больница была названа Петропавловской, а храм при ней — во имя святых апостолов Петра и Павла. 

    

В 1897 г. на базе Петропавловской больницы был открыт первый в России Женский медицинский институт, переименованный в 1924 г. в 1 Ленинградский медицинский институт. С 1930 г. заведовал ЛОР-кафедрой профессор Л. Е.Комендантов. Среди его научных работ: «Проблема глухонемоты в СССР», «О слуховой адаптации» и др.

В докладе были представлены инструменты, которые использовались для определения остроты слуха в начале ХХ в.: набор камертонов с передвижными грузами, свисток Galton, трещетка Barany, карманные часы.

С именем В. Ф. Ундрица, который заведовал кафедрой с 1930 по 1963 гг., связан расцвет акустического направления 1-й ЛМИ, что было обусловлено развитием военной авиации и радиосвязи, космических аппаратов. В. Ф. Ундриц описал новый симптом корковой глухоты, первым стал изучать функции внутреннего уха с помощью регистрации улитковых тонов. В 1948 г. под его руководством в ЛОР-клинике 1 ЛМИ создается Акустическая лаборатория. В 1957 г. ученик В. Ф. Ундрица впервые в СССР разработал речевую аудиометрию.

В 1960 г. проф. В. И. Воячеком был предложен термин «сурдология» (от лат. surditas — глухота) для описания направления клинической аудиологии, в задачи которого входит лечение слуховых и сопутствующих им речевых расстройств, педагогическая и социальная реабилитация при тугоухости.

В 1964 г. при 1 ЛМИ был открыт сурдолопедический кабинет, штат которого включал врача оториноларинголога, психоневролога, инженера, сурдопедагогов и логопедов, медсестер и санитарок. Профиль работы был широк: тугоухость, глухонемота, афазии, логоневрозы, косноязычие, нарушения голосообразования.

1 января 1971 г. на базе 1 ЛМИ в бывшем главном здании Петропавловской больницы (с 1918 г. — больницы имени Ф. Ф. Эрисмана) начала свою деятельность Проблемная Лаборатория по восстановлению слуха и речи под руководством проф. И. М. Белова. В докладе описан широкий спектр научных исследований, проводимых в Лаборатории в 1970-80-х годах в отношении методов реабилитации пациентов с тугоухостью и слухопротезирования.

В 1990-х годах в Лаборатории активно осваивались программы для оценки состояния голосовой функции и формированию речи у пациентов с патологией зубо-челюстной системы и после операций на гортани, проводились исследования по использованию различных видов лазерного излучения в сурдологии.

С 1997 г. в 1 ЛМИ берет свое начало развитие кохлеарной имплантации. С 2007 г. Лабораторией слуха и речи ПСПбГМУ им. И..П..Павлова заведует проф. М. Ю. Бобошко, а кафедру оториноларингологии с 2008 г. возглавляет проф. С. А. Карпищенко. В заключении автор подробно рассказала о современных научнo-практических направлениях, осваиваемых на базе Лаборатории слуха и речи и сурдологопедичекого кабинета в сотрудничестве с некоторыми лечебно-профилактическими учреждениями Санкт-Петербурга, России и ряда других стран.

В своем следующем докладе «Звуковая терапия тиннуса» профессор д.м.н. Мария Юрьевна Бобошко представила определение и классификацию ушного шума.

Ушной шум (tinnitus) — слуховое ощущение, причина которого локализуется в самом организме, т. е. человек воспринимает звуки в отсутствие внешнего звукового источника. Риск развития тиннитуса увеличивается с возрастом, среди лиц с тугоухостью 70-80% жалуется на тиннитус. Алгоритм диагностики ушного шума включает в себя оценку жалоб пациента, сбор анамнеза, аускультацию наружного слухового прохода, пальпацию височно-нижнечелюстных суставов, субъективные и объективные методы аудиологического обследования, оценку обременительности ушного шума (анкета THI, согласно которой выделят 5 степеней обременения ушным шумом), дополнительные методы обследования (консультация невролога, стоматолога, МРТ головного мозга и ВНЧС, МСКТ височных костей, при пульсирующем ушном шуме — УЗДГ/МРТ магистральных сосудов головы и шеи).

Консервативная терапия тиннитуса включает в себя медикаментозное лечение, хотя эффективность ни одного из лекарственных средств в лечение ушного шума убедительно не доказана. Применяются также немедикаментозные методы лечения: остопатия, иглорефлексотерпия, физиотерапия, транслингвальная нейростимуляция, ретренинг терапия тиннитуса, включающая в себя звуковую терапию, занятия с психотерапевтом, физические упражнения.

Звуковая терапия направлена на усиление звуковых сигналов окружающей среды или создание дополнительных внешних звуков, на фоне которых уменьшается выраженность ушного шума. Для этого пациентам может быть рекомендовано использование звуков окружающей среды, радио, аудиозаписи, рецептивная терапия музыкой, специальные приложения для смартфона, прикроватные/настольные генераторы звука, надеваемые на ухо генераторы звука (аудиомаскеры), при сочетании тиннитуса с тугоухостью — слуховые аппараты с дополнительными тонами и звуками (комбинированные устройства). В слуховых аппаратах PHONAK используется три варианта маскирующего шума: пороговый согласно данным аудиограммы, белый шум с равномерным распределением по частотному диапазону и розовый шум со смещением в низкочастотную сторону. С помощью специального приложения к слуховому аппарату PHONAK в мобильном телефоне пациенты могут создать собственную музыкальную/звуковую библиотеку, включающую записи трех основных вариантов звуков: успокаивающих, фоновых и интересных (активно отвлекающих). В слуховых аппаратах SIGNIA используется тиннитус-терапия статичным шумом, модулированным шумом «океанские волны» и Notch терапия. В аппаратах WIDEX используется программа ZEN, основанная на фрактальной технологии создания музыки с одной и той же базовой структурой, но при этом музыкальные произведения никогда не повторяются. Есть возможность выбора стиля музыки, ее громкости, темпа и высоты тона.

В завершении заседания был представлен доклад протоиерея Сергия Филимонова, д.м.н., профессора ПСПбГУ им. акад. И.П. Павлова, кандидата богословия, председателя ОПВ СПб им. святителя Луки Войно-Ясенецкого «Великие люди, страдающие тугоухостью. Приобретенная акустическая сенсорная депривация и способности людей».

В докладе прозвучали краткие жизнеописания выдающихся музыкантов, имевших приобретенное снижение слуха или глухоту. Среди них немецкий композитор и автор 118 работ по истории и теории музыки Иоганн Маттезон (1681–1764), Мастер королевской музыки Уильям Бойс (1711–1779), профессор Дрезденской консерватории Феликс Дрезеке (1835–1913), страдавший снижением слуха с 5 лет, норвежская пианистка, композитор и член Королевской музыкальной Академии Агата Беккер-Грендаль (1847–1907), профессор Горьковской консерватории Касьянов А.А. (1891–1982). Первые признаки потери слуха у Людвига Ван Бетховена (1770–1827) появились в возрасте 26 лет, к 1814–1816 гг. он полностью оглох. Почти все свои великие произведения Бетховен написал будучи почти или полностью глухим (Крейцерова соната, «Героическая» симфония, опера «Фиделио» и многие др.) Вершиной его творчества стала написанная за два года до смерти 9-я «Эпическая» симфония с одой «К радости». Эвелин Элизабет Энн Гленни родилась в Шотландии в 1965 г., в возрасте 11 лет практически потеряла слух, но продолжала заниматься музыкой, перейдя в класс ударных инструментов. Окончила Лондонскую королевскую академию музыки и стала одной из лучших перкуссионисток в мире, а также почетным доктором нескольких британских университетов. В год дает более 100 концертов, играя без обуви, что бы всем телом воспринимать музыкальные вибрации.

Анализ влияния аудиосенсорной депривации на творчество композиторов показывает, что частичная или полная потеря слуха приводит к интеллектуальному сосредоточению и всплеску музыкального творчества, которое одновременно было для этих людей и утешением, и смыслом продолжающейся жизни. Постепенная потеря слуха в следствие хронических заболеваний позволяла музыкантам подготовится к будущему акустическому вакууму, острая потеря слуха в следствие вирусных инфекций или острого гнойного отита было неожиданным событием психотравмирующего характера, которое им пришлось пережить и преодолеть.

Среди художников страдающих врожденной или приобретенной глухотой известны Хендрик Аверкамп (1585–1634), Карп Гампельм (1794–1880), Джон Брюстер-младший (1776), Франсиско Гойя, Винсент Виллем Ван Гог (1853–1890). Известно, что для тугоухих людей характерно обострение других чувств: зрения, вкуса, обоняния, осязания. Истории упомянутых художников указывают на повышение их возможности улавливать малейшие нюансы мимических изменений лица, отражающих внутренний мир персонажей, склонностью к детализации объектов и образов, желание использовать яркие краски, что формирует стиль «глухого художника». У эмоционально утонченных натур, таких как Ван Гог, потеря слуха в зрелом возрасте и наличие ушных шумов может приводить к пограничным психическим расстройствам и самокалечению (в психиатрии данное явление названо синдромом Ван Гога). Этой патологией страдали и слышащие люди творческой среды: Сергей Рахманинов, Александр Дюма-сын, Николай Гоголь, Эрнест Хамингуэй.

Во второй части доклада протоиерей Сергий Филимонов рассказал об историях жизни великих ученых, страдающих врожденной или приобретенной глухотой с детского возраста: Константин Эдуардович Циолковский, Томас Алва Эддисон, Иван Карлович Арнольд, Гийом Амонтон, Сэр Джон Уоркап Корнфорт. Генриетта Суон Левитт потеряла слух в возрасте 24 лет, но в последующем стала известным ученым-астрономом, открывшим более 2000 переменных звезд, преимущественно в Магеллановых облаках. Снижение слуха в детском и юношеском возрасте опасно подавлением интеллектуального развития, но у тех, кто смог преодолеть этот барьер произошло «депривационное интеллектуальное сосредоточение».

Среди выдающихся спортсменов, имеющих снижение слуха или глухоту, известны российский пловец и восьмикратный чемпион Тришкин И.М., итальянский борец греко-римского стиля Игнацио Фабра, американская парашютистка, каскадерша и гонщица Китти О, Нил, баскетболист Миха Зулан. Этим спортсменам глухота давала ряд преимуществ, в числе которых устранение реакции на внешние шумовые помехи и возможность сосредоточится на поставленной цели, обострение зрительного и тактильного восприятия.

Вернуться к списку событий и новостей