Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

9 апреля 2024 г. состоялось заседание № 152 ОПВ Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) «Современные проблемы слабослышащих больных. Лаборатория слуха и речи»

Подробнее

все События и новости

30 ноября 2021 г. по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия в рамках Санкт-Петербургского форума «Церковь и медицина» прошла IV Научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные вопросы реабилитации переболевших COVID-19». При участии Общества православных врачей России им. Свт. Луки (Войно-Ясенецкого) (ОПВР) организаторами выступили Благотворительный фонд помощи больным с хирургическими и иными тяжелыми заболеваниями им. Святителя Луки Крымского и Общество православных врачей Санкт-Петербурга им. Свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского (ОПВ СПб), которое возглавляет протоиерей Сергий Филимоновкандидат богословия, профессор СПбГПМУ и Первого СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, доктор медицинских наук, практикующий врач, член исполкома ОПВР, настоятель храма Державной иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге. Не все прихожане видели своего пастыря в медицинском халате и шапочке, но все знают, что подобно святителю Луке, отец Сергий, став священником, не оставил работу хирурга. О двух видах служения – Богу и людям – мы беседуем с главным редактором журнала «Церковь и медицина» в его кабинете, до отказа набитом книгами.

 Отец Сергий, когда мы познакомились с Вами в подмосковной Купавне на конференции, посвященной святителю Луке, я не предполагала, что в год 100-летия со дня принятия им священнического сана и 60-летия со дня его кончины приеду в ваш храм. В этом году Вы стали одним из участников нового документального фильма «Лука Крымский. Святые целители с Александром Мясниковым» (http://www.opvspb.ru/society/news/458/). Поздравляю Вас с этим.

— На телеканале «Спас» этот двухсерийный фильм вышел накануне дня моего рождения. Это стало настоящим подарком не только для меня, но и для всех почитателей святителя Луки.

О Кресте Господнем

— Вы родились 27 сентября, в праздник Воздвижения Креста Господня. Что значит для Вас Крест?

— Для меня огромное значение имеет всё, что с ним связано, все дни, посвященные прославлению Креста Господня. Это и 14 августа, когда празднуют Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, и Крестопоклонная неделя Великого поста, и т.д. Бывая на Кипре, я старался посетить все места, где находится Частица Животворящего Древа, и помолиться там. Для меня это совершенно особое ощущение.

— Небесный покровитель ОПВ СПб — святитель Лука — работал земским врачом в Переславле-Залесском, где находится Никольский женский монастырь. На подворье монастыря в Годеново хранится великая Святыня – Небоявленный Животворящий Крест Господень. С точной копией этого Креста в 2020–2021 гг. я ездила по всей России вместе с Крестным ходом «Святая Русь». Благодарю за эти незабываемые поездки Елену Андрееву, Виталия Даниленко, Василия Кухаря и других крестоходцев. В крестный ход я попала вскоре после того, как впервые приложилась к самому Небоявленному Кресту. А Вы поклонялись этой великой святыне?

— У меня есть иконы, масло и вода из Годеново, где я не раз молился сам и куда периодически ездят молиться мои духовные чада. Я знаком с игуменией монастыря. Матушка Евстолия (Афонина) очень почитает святителя Луку. В год его юбилея она организовала в Переславле-Залесском конференцию, посвященную врачу-архипастырю.

— 600-летие со дня сошествия Небоявленного Животворящего Креста Господня мы будем отмечать, если Бог даст, 11 июня 2023 года, в день памяти святителя Луки Крымского. В том же году мы отметим 100-летие со дня его хиротонии и 100-летие со дня его ареста. Случайно ли это совпадение?

— У Бога случайностей нет. Наш церковный календарь так интересно устроен, что когда праздники пересекаются, мы понимаем: это не случайное пересечение, не накладка одного праздника на воскресный день или на день памяти Креста Господня. Сочетание праздников всегда глубоко символично. Недаром автобиографическая книга святителя Луки названа по первым словам его фразы «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу». Это лейтмотив всей его жизни. Советую всем прочитать (https://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/ja-poljubil-stradanie-avtobiografija/) или послушать (https://azbyka.ru/audio/ya-polyubil-stradaniya.html) автобиографию святителя Луки «Я полюбил страдание». Она вас потрясет до глубины души, и вы найдете в ней многие ответы на свои духовные вопросы. Очистить душу может Распятие. Прославляя святой Крест, мы одновременно прославляем и Воскресение, к которому привел Крест. Когда мы поем тропарь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!», то понимаем, что Крест неразрывно связан с Воскресением. Несение каждым из нас своего Креста приведет к радостному воскресению наших душ от духовной смерти, которую неизбежно влечет за собой нераскаянный грех. Душу может очистить Крест Господень. Вся жизнь святителя Луки от начала до конца – это сплошное Крестоношение. Его приговаривали к расстрелу, не раз он был на грани жизни и смерти, но этот мужественный человек пронес свой Крест от начала до конца. Святитель Лука – истинный «крестоносец» во всех смыслах этого слова. И его Крестоношение благодатно облагородило не только его душу, но и души тех людей, которые узнали о его жизни, страданиях, подвигах и его святости.

— Впервые о связи Животворящего Креста Господня с именем святителя Луки я услышала 29 марта 2017 г. от профессора Андрея Баскова (https://pravoslavie.ru/111492.html). Когда жители Крыма привезли матушке Евстолии часть мощей архиепископа Луки, она подарила для Адмиральского собора в Севастополе копию Животворящего Креста, ныне находящегося в Годеново. 13 декабря, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, этим Крестом был освящен Черноморский флот. А 18 марта, в день памяти святителя Луки, Крым вновь стал частью России. На мой вопрос: «К кому чаще всего вы обращаетесь в молитвах?» Андрей Владимирович ответил: «К Кресту, потому что Крест – основа всего».

— Говоря о смиренном несении своего личного Креста, я всегда советую людям уповать на помощь Божию, воспринимать болезнь не как зло, а как благодеяние Божие. Болея, всегда задавайте себе вопрос: «Почему я заболел?». Себе, а не кому-то другому. И старайтесь благодушно нести Крест болезни, благодарить за это Бога и понимать, что в этой жизни нет ничего случайного. Если у вас не рядовое заболевание, а связанное с тяжелыми хирургическими вмешательствами, с особыми страданиями души, то молитесь святителю Луке, обращайтесь к нему за помощью. Исходя из многочисленных примеров, которым я был свидетелем, святитель Лука вас не посрамит, он видимо или не видимо вмешается в ваш лечебный процесс и, безусловно, поможет. Но не забудьте поблагодарить святителя Луку. Болезнь должна привести к изменению вашей жизни, к воцерковлению, если вы еще не воцерковлены. Своим студентам я рассказываю о личности святителя. К сожалению, многие выпускники медицинских ВУЗов мало знают о нем.

— В современной российской медицине происходят большие деструктивные явления. Как не опустить руки и не упасть духом при виде того, что совершается в нашей родной стране?

— Чтобы не падать духом, не поддаваться общей тенденции уныния и неопределенности, нужно, чтобы опорой для врачей стал святитель Лука. В тюрьме он писал монографию, в военное время вел огромную хирургическую деятельность. Он оставался ученым, врачом, истинным христианином и человеком с большой буквы, не взирая на трудные, а иногда просто нечеловеческие условия жизни. Ни общегосударственные, ни идеологические проблемы не стали для него преградой. Вся его жизнь – это большое утешение и пример для подражания.

О чудесах святителя Луки

— Святитель Лука познакомил меня со многими людьми, почитающими его. Среди них московский онколог Сергей Афонин, который мечтает создать Общество православных врачей Подмосковья, т.к. живет в Дедовске (http://russdom.ru/node/10679). Мы не раз говорили с ним о чудесах по молитвам святителя Луки. Помогал ли Вам святой врач лично Вам или Вашим пациентам?

Был случай чудесной помощи святителя лично мне. Однажды я никак не мог вылечиться от тяжелой патологии легких. Никакие медикаменты не помогали. На Кипре в клинике доктора Андреаса и в центральном госпитале Никосии меня дополнительно обследовали. Требовалась химиотерапия. И тогда я с дерзновением сказал святителю Луке: «Никогда я к тебе не обращался за помощью для себя. Другим ты помогаешь, помоги и мне!» Через неделю при обследовании легких они оказались совершенно чистыми.

Подражая святителю Луке, я всегда молюсь до операции и во время нее, прошу у Господа вразумление. В трудные моменты хирургического вмешательства обращаюсь к святителю Луке, читая тропарь или просто молюсь ему и всегда получаю помощь. Молитва дает уверенность, спокойствие, но молиться во время операции трудно, потому что приходится взаимодействовать с ассистентами, с операционной сестрой. В операционную он ко мне не является, но мне достаточно иконы. Во время операции я явственно чувствую его участие в ней, он направляет руки или подсказывает правильное решение. Эти подсказки и есть непосредственная помощь Божья. Поэтому чудо для меня – в конкретной помощи, в правильном построении этапов хирургического воздействия и послеоперационного лечения больного. Некоторые ошибочно думают, что ты прооперировал – и точка, помолился – и тебе все на блюдечке дано. Это не так, потому что львиную долю занимает правильный послеоперационный уход, дальнейший кропотливый труд, чтобы все сложилось благополучно для пациента, которого мы наблюдаем год-два, а то и дольше.

Чудо и то, что святитель Лука постоянно сопровождает меня на моем жизненном пути. На конференции в Афинах в докладе «Мое знакомство и мое соприкосновение с жизнью святителя Луки» я рассказал о встречах с людьми, которые были связаны с его именем. Мы с ними могли никогда не пересечься в жизни. Эти встречи в поездах, на пароходе, где-то в отдаленном уголке земли – совершенно точно происходили по промыслу Божьему. Господь знакомил меня с ними по молитвам святителя. Одних он оперировал, с другими сотрудничал как врач, третьих учил. К сожалению, в то время я не записывал эти свидетельства, не понимая их важности. В течение многих лет я как пчелка собираю этот мед, все более и более проникаясь его жизнью.

Однажды в поезде я случайно встретил женщину, которую владыка крестил в ссылке в Плахино. Ею оказалась профессор Белова из Петербургского горного института. Неоднократно попадая в опасные для жизни ситуации во время геологоразведки ледников, она всегда чувствовала приближение опасности и в последние минуты уклонялась от смерти. Она считала, что именно благословение святителя Луки хранило ее всю жизнь. За свою жизнь он крестил всего двух-трех детей. Встретить единственного живого свидетеля крещения в многомиллионной стране – поистине чудо.

Познакомился я и с архимандритом Иннокентием, правнуком святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Аляски и Сибири, которого в молодости святитель благословлял до принятия монашества быть хирургом, и за 25 лет его хирургической работы никто не умер из его больных. Он, как и святитель Лука, ставил йодом крест на животе перед операцией, хотя очень боялся в советское время, что его выдадут и уволят безбожные сотрудники.

Встречался с писателем Лялиным, которого святой Лука оперировал. Прихожанином моего храма является Николай Сидоркин, внучатый племянник святителя, сопровождавший его в старости и помогавший как келейник. Общение с ним помогло более глубоко соприкоснуться с семьей святителя, его родителями, детьми и такими потомками, как профессор Татьяна Войно-Ясенецкая. Все эти встречи промыслительны.

Господь помог мне попасть практически во все места, где святитель Лука был в ссылках. И в России, и за рубежом мне встречались люди, у которых было трепетное отношение к святителю Луке, которые глубоко его почитали, молились ему. Однажды мне говорят: «Издано небольшое количество экземпляров книги о свидетельствах людей, работавших в госпитале со святителем Лукой, а также больных, которые не были верующими людьми и воспринимали его просто как специалиста. Мы хотим подарить вам это уникальное издание».

А как я был поражен, узнав, что в Ницце люди, покинувшие нашу страну, бережно хранили архивные фотографии святителя Луки и даже написали книги о нем, изданные за рубежом. Дарили их мне родственники авторов и священнослужители, которые занимались его жизнеописанием. У меня целая огромная полка раритетных изданий из разных уголков Земли. Знакомясь с его биографией, трудами, лекциями, проповедями, можно сравнить его с такими уникальными людьми титанического масштаба, как Николай Иванович ПироговСергей Сергеевич Юдинпрофессора Мудров, Боткин и другие. Это первое впечатление появилось у меня после чтения критикуемой многими книги Марка Поповского о различных аспектах служения святителя Луки. Читая ее, я был поражен его многогранностью, титанической высотой и силой духа. У меня возникло ощущение, что он титан во всех областях – и духовный титан, и медицинский. Мне стало ясно, что человек не сможет ничего подобного сотворить в жизни, если ему не станет помогать Бог. Через святителя Луку для меня ясно засиял свет Христа.

В 2019 году в Монако я прочитал доклад о жизни и посмертных чудесах святителя Луки, которые происходили в разных странах. Кроме местных врачей, в Монако приезжали внуки Боткина, врачи из Франции. Доклад вызвал широкий резонанс во врачебных кругах. В том же году была издана моя книга «Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), исповедник, врач и чудотворец, архиепископ Симферопольский и Крымский, доктор медицины, профессор хирургии и топографической анатомии. Жизнеописание и посмертные чудеса». Феноменальные чудеса я записываю от их участников или свидетелей. Свидетелем его посмертной помощи был и я. Эти свидетельства укрепляют веру не только врачей, но и самых безнадежных больных. Потом люди приходят ко мне через год, два, три, подтверждая, что неизлечимая болезнь побеждена Богом по молитвам святителя Луки.

В будущем я хочу издать новую книгу о посмертном врачевании святого врача, который незримо участвует в хирургических операциях, управляет руками хирурга, ставит диагнозы, приходит в реанимацию, утешает больных, будучи за пределами своей земной жизни. Конечно, для меня это нечто феноменальное, с чем я не сталкивался в житиях других святых. Явное посмертное участие в жизни болеющих людей, конечно, потрясает, удивляет и дает очень большую радость, что святитель нас не оставляет. Известны, например, чудеса и свидетельства, которые продолжаются у его мощей в Симферополе. Священнослужители Свято-Троицкого собора описывают эти чудеса, и я привожу их в пример.

О Греции и Кипре

— Как и с Вами, на конференции, которая проходила в госпитале Бурденко в Купавне, куда нас приглашал Валерий Марчик, я познакомилась с митрополитом Арголидским Нектарием (Антонопулосом), который тогда был архимандритом монастыря Сагмата. Именно он открыл для Греции имя святителя Луки, и греки собрали деньги и подарили серебряную раку для мощей святителя Луки, которого я полюбила благодаря владыке Нектарию. Расскажите о своем знакомстве с ним и об участии в греческих конференциях.

— На меня владыка Нектарий произвел впечатление настоящего монаха, настоящего священнослужителя. Кроме его человеческих и священнических качеств, меня покорило в его личности то, что он свою жизнь посвятил служению нашему святому врачу. На греческого монаха указал перст Божий, и он взял на себя ответственность объездить всю Россию, все места, где жил, работал и отбывал ссылки святитель Лука. Он смог найти людей, которые имели отношение к святителю, записать все их воспоминания, проанализировать, издать множество книг на греческом языке. Очень важно, что он зафиксировал живые свидетельства о святителе Луке по горячим следам, пока обстоятельства не забыты, и эти люди живы. Это большая ценность. Благодаря архимандриту (ныне митрополиту) Нектарию имя святителя Луки стало широко известно многим врачам, военным, священнослужителям, больным людям в греко-язычных странах. Личность владыки Нектария сыграла большую роль во всеобщем почитании в Греции нашего святого. Он истинно послужил святителю Луке, и святой сделал его митрополитом. Его большая заслуга в том, что грекоязычные люди со всего мира имеют возможность получать помощь святителя Луки, выздоравливать, спасаться от смерти и получать духовное укрепление. Пускай Господь ему воздаст за его труды.

Святитель Лука так часто помогает грекам, что многие из них считают его своим святым. Это закономерно, ведь святитель Лука родился в Керчи, и его молодость прошла в областях, которые были старыми греческими колониями. И в Крыму, где окончилась его земная жизнь, до сих пор много греков живет в греческих поселениях. Поэтому неудивительна такая тонкая связь его с Грецией, где в каждом храме есть его икона, где много храмов построено в его честь. Общество военных хирургов Греции носит имя святителя Луки как своего покровителя.

Книга «Очерки гнойной хирургии», которая не потеряет своей актуальности в ближайшие 100 лет, полностью переведена на греческий язык. Греки не просто так приняли книгу врача, потому что в жарких странах продолжаются локальные войны, много ранений снарядами, нагноений. В Афганистане, когда использовались современные методы лечения раненых, процент осложнений от огнестрельных ранений и нагноений при помощи современных на тот момент методик, был выше, чем в годы, когда святитель Лука использовал свою катаплазму и дренажные отверстия.

На Кипре я встретился с необыкновенным почитанием святого. В Лимассоле познакомился с чудесной семьей, хранящей дома частичку его сердца – святые мощи. В храме отца Параскеваса еженедельно читается параклисис святителю, который привлекает множество народа. Его дочь – Панайота написала стихи к песне и книги про святителя. Меня всегда занимал вопрос, почему святитель помогает грекам больше, чем русским, и я нашел для себя ответ. Поначалу я не понимал, что каждый мой приезд на Кипр проходил под знаком святого Луки: от меня требовали свидетельств о его святости, жизни, мыслях, привлекали к участию в форумах, посвященных его памяти. Но однажды я отчетливо осознал, что делегирован от великой России, чтобы все больше и больше прославлять святителя Луку. Поэтому моя жизнь со святителем продолжается и будет, надеюсь, продолжаться.

— Отец Сергий, благодарю вас за то, что публиковали меня в журнале «Церковь и медицина», за подаренные книги. Ваша новая книга «По своей земле. Воспоминания и размышления» заканчивается рассказом о моем родном Красноярске, который вы посетили в 2017 году, побывав в местах третьей ссылки святителя Луки. Вы пишите и о заповеднике «Столбы», и о Красноярской ГЭС, которые я помню с детства.

— Эта книга – вторая в серии моих воспоминаний. Она начинается с рассказа об образовании Санкт-Петербургского общества православных врачей и его первых конференциях. Вспоминаю о поездках в Ставрополь (в 1998 году), Владивосток (2006), Белгород (2007), Воронеж (2009), в Самару и Ростов-на-Дону (2010), в Тверь, Москву и Симферополь (2011), Витебск (2014). Невозможно рассказать обо всех городах, где удалось побывать за эти годы. Остановился пока на городах, с которыми связаны самые важные этапы становления ОПВ СПб.

— В 2014 году для нашей фотовыставки «Святитель Лука», прошедшей в Москве, Вы любезно предоставили фотографии (http://www.orthomed.ru/node/434). А в Санкт-Петербурге в 2016 году выставка была приурочена к 100-летию со дня защиты докторской диссертации В.Ф. Войно-Ясенецкого «Регионарная анестезия», 70-летию со дня получения им Сталинской премии и перевода на Симферопольскую кафедру, 20-летию со дня обретения его святых мощей и причисления к лику местночтимых святых в Симферопольской и Крымской епархии. Расскажите, а как ОПВ СПб отметило юбилейные даты этого года.

— Мы не празднуем даты от раза к разу, а служим Богу через молитвы святителя Луки. У нас перманентное празднование всех его памятных дат. Конечно, можно поздравить человека раз в год с днем рождения, а потом на год забыть о нем. А мы чествуем святителя Луку своими делами. Сам он старался сделать так, чтобы знаменательная дата чествования была отмечена передачей всего накопленного врачебного опыта. И мы идем по этому пути. Наша нынешняя конференция не совпадает с днем памяти святителя Луки, но мы всегда упоминаем его имя на всех крупных мероприятиях. В журнале «Церковь и медицина» есть особый раздел – «Наследие святителя Луки». В архиве на нашем сайте собраны фотографии, статьи, проповеди, документы (www.opvspb.ru).

О благословении духовника

— Как Вы познакомились со святителем Лукой?

— Молодой человек, новоиспеченный врач, до 21 года я ничего не знал о нем. Познакомился с ним, когда был курсантом Военно-медицинской академии. На курсе оперативной хирургии и топографической анатомии в анатомическом театре преподаватели рекомендовали нам «Очерки гнойной хирургии» как классический и прекрасный труд по медицине, но не более того. Время было советское. О том, что его автор впоследствии стал священнослужителем, нам сказал лишь один хирург, который дал совет обязательно ее прочитать при работе в области гнойной хирургии. Хотя фамилия Войно-Ясенецкого врезалась в мою память, первое соприкосновение с ним было поверхностным.

По-настоящему его открыл для меня настоятель Спасо-Парголовского храма протоиерей Василий Лесняк, мой духовный отец. Он родился в деревне Клейники Брестской области в крестьянской семье в 1928 году, а почил в 1995 году. Он спросил: «А что ты знаешь о святителе Луке?» Как верующий офицер и врач я уже начал воцерковляться, но знал лишь его имя. В конце 1980-х годов таких книг, как «Я полюбил страдание» святителя Луки, практически не было у нас. Они издавались за рубежом. Отец Василий имел широкое общение с интеллигенцией Ленинграда и доступ к разной литературе. Он принес очень редкую тогда автобиографию святителя и сказал: «Почитай, подумай и постарайся быть таким же, как святитель Лука». Так батюшка благословил меня подражать ему, и я пошел по этому пути.

Книга до глубины души поразила тем, сколько страданий перенес этот человек, поразили его мужество, искренность, священническая и врачебная честность. Впоследствии, обсуждая тему «врачебные ошибки и грехи», мы, конечно же, обращали внимание на то, что все серьезные ученые – Николай Иванович Пирогов, Сергей Петрович Боткин и другие – не скрывали свои ошибки, считая признаком малодушия не обращать внимания на них, не анализировать их и не доносить их до последующих поколений врачей. Святитель Лука в своей книге описал не только свои ошибки в медицинской сфере, но и моменты малодушия, неправильного служения как священнослужителя, как епископа. Описал, как он потом мучился, и как Промысл Божий исправлял все его неправильные действия, как ему приходилось за них расплачиваться, будучи уже в архиерейском сане.

Эта научная и человеческая честность сразу же вызвала доверие к автору, который не скрывал перипетий своего жизненного пути. Книга сыграла большую роль в моем дальнейшем хирургическом и пастырском становлении. А тогда мое сердце разрывалось между желанием быть священником и остаться в медицине, которой, впрочем, я был глубоко не удовлетворен. Возник так называемый профессиональный кризис. Было очевидно, что исцеление тела без очищения души больного человека от грехов имеет несовершенный и половинчатый характер, что корень болезни, глубоко закопанный в недрах души грешника, будет провоцировать новую болезнь тела при его внешнем исцелении и видимом благополучии. Часто прибегая в своей клинической практике к Таинствам церкви, я четко видел кардинальные изменения в патофизиологических процессах в организме моих больных, которые не поддавались общемедицинским канонам и логике.

— Легко ли далось решение совмещать врачебную и священническую деятельность по примеру святителя Луки?

— Для познания воли Божией я поехал к известному старцу протоиерею Николаю Гурьянову. Он благословил меня не бросать медицину, а соединять служение Богу и ближнему.

Как председателя ОПВ СПб меня приглашали в разные города России. Попадая в те места, где работал архиепископ-хирург, я всегда живо интересовался очередным этапом его жизни. В Самаре, например, я случайно обнаружил архив митрополита Мануила Лемешевского, в котором он давал характеристику многим архиереям того времени и писал о святителе Луке как о «настоящем монахе». Здесь же обнаружил маленькую карточку со свидетельствами очевидцев об исповедничестве святителя Луки в стенах медицинского института в студенческой среде.

Об экстрасенсах, магах и Обществе православных врачей

— Расскажите об Обществе православных врачей Санкт-Петербурга.

— В 1998 году священноначалие благословило меня создать одно из первых подобных обществ в возрождавшейся России и самое первое Общество православных врачей в нашем городе. Православные врачи Санкт-Петербурга единодушно назвали архиепископа Луку своим небесным покровителем и стали молиться ему, хотя тогда он еще не был канонизирован Русской Православной Церковью. Официально ОПВ СПб было образовано в 2000 году. Протоиерей Александр Степанов, зная об аналогичном обществе в Москве, вынашивал мысль о создании такого общества у нас. Но мы сразу решили, что это будет не кулуарное собрание ученых, а открытая площадка для широкой просветительской деятельности. Наш город — особый в плане оккультизма, колдунов, магии и так далее. Там, где интеллигенция, люди с высшим образованием, там обычно начинается гордыня и горе от ума, приводящие людей не на тот путь. Многие считают, что колдуны и экстрасенсы — люди низкого пошиба. Но я не раз убеждался, что это умные люди с образованием, учеными степенями, воинскими званиями, в свое время работавшие в военных лабораториях, в спецподразделениях. Среди них были и профессиональные врачи. Например, Коновалов, который высшее медицинское образование использовал в оккультной деятельности. И сейчас появляются врачи, считающие, что оккультизм — логичное продолжение их деятельности.

А для людей без медицинского образования их криминальная деятельность, как правило, заканчивается очень быстро и плохо, т.к. часто приводит к смерти или инвалидности. Эти люди попадают под контроль силовых структур. В нашем городе около тысячи таких организаций. Поэтому помимо научно-просветительских целей, еще одной нашей целью был анализ всех методик сомнительного характера и донесение до широкой общественности методик лечения, которые могут легально использоваться, не противореча православной вероучительной истине и не принося вред здоровью.

Мы старались объединить врачей для христианизации медицины. Некоторые священнослужители, архиереи считали, что задача православного врача — взять после работы аппарат для изменения артериального давления или капельницу и ехать к больным. Это не так. Задача православного врача – молиться на своем рабочем месте, по-христиански относиться к больным и сеять вокруг себя зерна христианского добра, чтобы они проросли в ординаторах, в медицинских сестрах — во всех, кто окружает больных. Это и есть христианизация, не настырное, не агрессивное, как у некоторых сектантов, а самое настоящее миссионерство. Оно проповедует добро и свет Христов, от которого люди вокруг должны преображаться. Любой врач не застрахован от ошибок, поэтому православный врач должен трудиться над своей душой, а не бегать по городу. Как говорил преподобный Серафим Саровский, спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи. Жизнь святителя Луки это подтверждает. 11 лет в тюрьмах и лагерях он трудился над собой, и в итоге к этому человеку сейчас потянулись даже не сотни тысяч, а гораздо больше людей и в нашей стране, и по всему миру.

В 2001 году в Институте травматологии и ортопедии мы открыли первую в Санкт-Петербурге часовню в честь святителя Луки, через которую прошли тысячи травматологических больных. Новый директор института был атеистом, и в 2009 году закрыл часовню.

В сентябре 2007 года в Белгороде прошел I Всероссийский съезд православных врачей, на котором решили создать ОПВР. Мне выпала честь участвовать в его создании. А уже 12 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий благословил деятельность ОПВР, присвоив ему имя уже канонизированного святителя Луки. Было радостно видеть, что зерно, посеянное им более 50-ти лет назад, дало такие обильные всходы по всей нашей стране и за ее пределами.

11 июня, в день памяти святителя Луки, совершается праздничная Божественная Литургия, прием православных врачей и чтение присяги православного врача. Одним из направлений деятельности ОПВ СПб является научно-просветительская деятельность, глубокое изучение трудов святителя Луки и прославление его имени. Если молишься этому святому, он во всем помогает.

«Его гнобили, а он не обиделся!»

— Евгения Георгиевна Щукина из Архангельска возглавляет региональное отделение Общества православных врачей. В Северном государственном медицинском университете, где есть аудитория святителя Луки, в этом году прошли X ежегодные Войно-Ясенецкие чтения (https://pravoslavie.ru/139845.html).

— Я очень дружу и с отцом Алексеем Денисовым, и с профессором Гроновой. Когда правящим архиереем был владыка Даниил (Доровских), который сейчас служит в Курганской епархии, мы принимали участие в Войно-Ясенецких чтениях, проходивших в Котласе, Великом Устюге и в Архангельске, где святитель Лука отбывал ссылку. Там, где ступала его нога, по его святым молитвам возникают храмы, общества, аудитории в его честь. Как цветы красиво распускаются на лугу, в этих местах начинают распускаться духовные цветы. В Северном государственном медицинском университете раньше был класс святителя Луки, а сейчас они сделали аудиторию святителя Луки. Ему было трудно и в Архангельске, и в Симферопольском медицинском университете, где его гнобили врачи, морально «пинали», освистывали, оплевывали, унижали, оскорбляли, не давали читать лекции, работать. Но как истинный святой он не обиделся на все эти унижения. Сегодня профессора и студенты гордятся тем, что святитель Лука читал лекции в их университете. Они очень почитают его, проводят конференции, как будто всего того периода унижений не было.

— Врач-космонавт, Герой Советского Союза профессор Олег Атьков назвал науку и религию двумя крыльями, без которых невозможно полноценно ни лечить людей, ни летать в космос (https://pravoslavie.ru/104183.html). Накануне IV международной конференция «Церковь и медицина» вспомните о предыдущей.

— В прошлом году впервые за всю историю существования ОПВ СПб и ОПВР мы провели конференцию в гибридном формате. До этого мы всегда встречались очно — глаза в глаза. Но свои плюсы есть в том, что теперь не нужно искать финансирование на командировки, а любой человек в любом уголке нашей страны может посмотреть на происходящее. Священнослужители и врачи из России, Индии, Америки, Австралии и других стран рассказали об особенностях протекания новой вирусной инфекции, о трудностях служения в разных странах. Первый день был посвящен аккумулированию опыта работы ОПВ СПб за 20 лет. Мы даем возможность всем желающим в течение года знакомиться с медицинскими проблемами, изложенными ведущими специалистами разных стран (http://www.opvspb.ru/sluzhby/_vi_vserossiyskiy_sezd_pravoslavnyh_vrachey/). Выйти на сайт конференции можно через сайт ОПВ СПб (http://www.opvspb.ru/).

— 17 мая в рамках Рождественских чтений состоялся VI Всероссийский съезд православных врачей, на котором Вас включили в состав исполкома. Какие вопросы там обсуждались?

— На съезде ведущим был доклад об этических вопросах в медицине академика Александра Григорьевича Чучалина. Его 80-летний возраст, огромный стаж работы в медицине и опыт позволяют ему обсуждать не какие-то узкие медицинские проблемы, а этику поведения врача, этику лечебного процесса в общероссийском масштабе, в масштабе ЮНЕСКО. Можно иметь самый лучший препарат, но назначить его непрофессионально, можно поссориться с больным, оскорбить, оттолкнуть его. Поэтому в последние годы академика Чучалина больше волнует состояние врача, который будет использовать те или иные медицинские методики, его интересует этика врача, этика медицинских взаимоотношений.

— Чему был посвящен Ваш доклад?

— Критериям допустимости «западных», «восточных» и новых медицинских методик с точки зрения науки и с точки зрения Церкви. Я долго старался выработать духовный и научный алгоритм для апробации любой новой методики, чтобы понять, можно ли православному христианину ее использовать, выдерживает ли она научную критику.

Вторая часть съезда была посвящена общению с представителями регионов. Мы увидели видеоролики о деятельности региональных обществ православных врачей, которые представили около 100 очных участников и около 400 дистанционных. Видеосвязь с регионами заменила телемост. Хотя за последние 5 лет ОПВР пережило очень трудные времена, его деятельность будет продолжаться в тесной связи с регионами, учитывая новые возможности коммуникаций. Перспективы очень хорошие.

— Отец Сергий, как Вам удается совмещать работу практикующего врача, настоятеля храма, издателя журнала, председателя ОПВ СПб, преподавателя? Да еще вы находите время, чтобы духовно окормлять ваше сестричество милосердия!

— Своими силами это невозможно. Господь помогает распределять время и правильно гармонично выстраивать график работы. Один человек, имея ряд обязанностей, будет выполнять их либо плохо, некачественно, либо он сгорит и поляжет. Поэтому я приношу огромную благодарность своим помощникам – Владимиру Тихоновичу и Светлане Владимировне Лободиным, а также всем труженикам, которые мне помогают и в храме, и в Обществе православных врачей. О сестричестве можно долго говорить. Уже 25 лет оно помогает тысячам людей. Наша деятельность, наш духовный и больничный опыт описаны в учебниках для сестер милосердия и пастырей, несущих служение в больнице. С книгами, которые уже трижды издавались, можно ознакомиться в нашем храме или заказать

 

Беседу вела Ирина Ахундова

https://ruskline.ru/analitika/2021/12/11/o_kreste_gospodnem_svyatitele_luke_krymskom_i_obwestve_pravoslavnyh_vrachei