Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

5 марта 2024 г в 17.00 состоялся Всероссийский научно-практический семинар «Экологические, медицинские и педагогические аспекты демографической ситуации в России»

Подробнее

Накануне Великого поста состоялась очередная паломническая поездка, организованная Паломнической службой Общества православных врачей Санкт-Петербурга при храме Державной иконы Божией Матери.

Первым местом нашего паломничества была Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь, поэтому поездку мы  начали с чтения акафиста свт. Игнатию Брянчанинову, который был наместником Пустыни. В настоящее время пустынь еще только восстанавливается после разрушений XX века, поэтому богослужения идут только в храме преподобного Сергия Радонежского, построенном в византийском стиле архитектором А.М. Горностаевым. В этом храме мы молились на литургии. Храм еще полностью не отреставрирован, но даже это не уменьшает его величия и красоты. Во время литургии звучало великолепное византийское пение.

На обратном пути мы посетили Церковь Святых Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (подворье Покрово-Тервенического женского монастыря),  Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери (подворье Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря)  и Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка.

Поездка  была очень насыщенной,  интересной и полезной. За что снова хочется поблагодарить всех организаторов. Особенно радостно было увидеть икону преподобномученика Андрея Критского (на подворье Валаамского монастыря). Это достаточно редкая икона и особенно порадовало то, что мы приложились к ней буквально за несколько дней до чтения Покаянного канона, составленного этим великим святым.

 Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь

Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь основана в 1732 году архимандритом Варлаамом (Высоцким), настоятелем Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Вскоре монастырь, где жило около 20 монахов, отделился от Троице-Сергиевой лавры.

Расцвет пустыни начался, когда ее наместником был назначен Игнатий Брянчанинов. Потомственный дворянин, блестящий воспитанник Инженерного училища, обладающий незаурядными поэтическими дарованиями, он отказался от блестящих перспектив и посвятил себя монашескому подвигу. Более 20 лет (с 1834 по 1857 годы) Игнатий Брянчанинов был наместником монастыря и выполнил пожелание императора Николая I: «Я тебе даю Сергиеву пустынь, хочу, чтобы ты жил в ней и сделал бы из нее монастырь, который в глазах столицы был бы образцом монастырей». Огромными трудами настоятеля Сергиева пустынь действительно встала в один ряд с Донским, Симоновым монастырями, Александро-Невской лаврой. Сам  Государь неоднократно приезжал и просил благословения на свои начинания у святителя. Советов и наставлений искали у Игнатия Брянчанинова Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский. Одно из произведений Н.С. Лескова было посвящено Игнатию Брянчанинову.

Количество насельников постепенно увеличивалось. В 1916 году здесь насчитывалось до 100 человек монашествующих и 7 храмов. Жизнь монахов проходила по строго установленному порядку. Из монашеской братии пустыни по существующей традиции выбирались судовые священники для русского военного флота.

В пустыни действовал инвалидный дом, школа, больница для бедных, странноприимная, госпиталь во время войны. При монастыре существовала первая Российская Сергиевская школа трезвости. Основатель Александро-Невского общества трезвости отец Александр Рождественский ввел в обычай крестные ходы трезвенников в Троице-Сергиеву пустынь в одно из летних воскресений.

Пустынь с ее строгим уставным богослужением и прекрасным пением монахов, самоотверженным подвигом любви привлекала потоки богомольцев. Жители Петербурга любили свою Сергиеву пустынь.

Последним перед революцией настоятелем монастыря был архимандрит Сергий, духовник великих князей Константина Константиновича и Дмитрия Константиновича Романовых, живущих в Стрельне и часто молящихся в пустыни. В 1937 году архимандрит был расстрелян, причислен к лику святых Русской Православной Церковью Заграницей.

Пустынь закрылась в 1919 году, но богослужения еще продолжались. Число братии, тем не менее, постепенно сокращалось.

Во время Великой Отечественной войны на территории бывшего монастыря находился фашистский штаб армии. Отсюда велась корректировка артобстрела Ленинграда. Монастырские строения, в особенности Троицкий собор и Воскресенская церковь, сильно пострадали от артиллерийских обстрелов. В послевоенные годы начались реставрационные работы.

Однако в 60-х гг. Троицкий собор, церковь Воскресения Христова и другие церковные постройки снесли. Надгробные памятники в один день были снесены бульдозером.

В 1993г. территория бывшего монастыря возвращена Санкт-Петербургской епархии. Началось возрождение обители, которое продолжается по сей день.

Церковь Святых Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Церковь Святых Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (подворье Покрово-Тервенического женского монастыря) – белокаменная церковь с небесно-голубыми куполом и шпилем звонницы построена в начале1990-х годов. Подворье так же молодо, как и сам монастырь. При строительстве церкви был использован полуразрушенный флигель пригородного дворца графа Воронцова. Храм этот в полном смысле слова можно назвать "народным", т. к. все в нем сделано руками прихожан и монашествующих сестер. Ниши главного фасада здания украшены фресковыми иконами, перед южным фасадом церкви в 1996 году установлено бронзовое скульптурное изображение Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

   Церковь хранит уникальную реликвию - частицы мощей своих Небесных покровительниц. Также в храме постоянно находится список с "Тервенической" иконы Божией Матери и мощевик с частицами мощей многих святых.

Санкт-Петербургское подворье Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря

Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери построена в 1905-1910 гг., строительство велось на пожертвования. Подворье представляет собой комплекс зданий, объединяющий пятиглавую церковь со звонницей и жилым домом. В нижнем этаже колокольни расположена часовня. Здание отличает сочетание точного следования древнерусским формам с использованием новых для того времени материалов.

После революции, в 1919 г. подворье было ликвидировано. Казанская церковь стала приходской. В октябре 1935 г. закрыли и церковь. В закрытом храме располагались швейная фабрика, затем мебельный комбинат. Во время Великой Отечественной войны  южный и западный фасады храма были разрушены, следы от осколков сохранились на кирпичной облицовке здания.

С 1989 года в возвращенных церкви зданиях разместилось подворье Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря. 2 апреля 1994 года, после проведения реставрационных работ, было совершено освящение Патриархом Всея Руси Алексием II главного престола церкви во имя Казанской иконы Божьей Матери. В церкви имеются боковые приделы: южный - во имя святителя Николая, и северный - во имя преподобного Серафима Саровского. При храме открыта часовня во имя Николая и Александры Царственных Страстотерпцев. На подворье оборудована крестильня с полным погружением.

В храме находится список чудотворной иконы Валаамской Божией Матери.

Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка (Троицкий Измайловский собор) – один из самых больших монументальных храмов Санкт-Петербурга. Его ярко-синие купола, украшенные звездами, можно увидеть с расстояния 20 км от города.

В 1828 году митрополитом Петербургским и Новгородским Серафимом, в присутствии Императрицы Марии Феодоровны, наследника цесаревича Александра Николаевича (будущего Императора Александра II), был торжественно заложен новый храм. Самый большой православный храм в России, один из самых величественных и прекрасных соборов Православной Церкви.

Собор возводился в честь Святой Живоначальной Троицы, и строился он для императорского полка, на поле боя не знавшего поражений, – лейб-гвардии Измайловского полка.

Решение построить для Измайловского полка каменный собор взамен обветшалой деревянной церкви принял император Николай I.  Он хотел, чтобы новый храм, как и деревянная Троицкая церковь, имел три придела: главный – в честь Святой Троицы, южный  - св. Марии Магдалины, северный – св. мч. Иоанна Воина. Вмещать собор должен был 3000 человек.

Торжественное освящение собора состоялось накануне праздника Святой Троицы, 25 мая 1835 года. Все три престола были освящены в один день. На торжество собрался весь Измайловский полк, пришли прихожане. Над алтарем была устроена сень, которую венчала надпись «Сим знаменем победиши», огромный золоченый крест и символ Духа Святого в виде голубя. Знаменитую фразу  «Сим знаменем победиши», которая предрекла победу византийскому императору Константину, написал своей рукой лично император Николай на проекте иконостаса. На самом почетном месте, у клиросов, помещались действующие полковые знамена. Здесь же, за правым клиросом, было установлено полученное полком в 1813 г. Георгиевское знамя с надписью «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России в 1812 г.».  Оно напоминало о подвигах измайловцев в Бородинском сражении. Также в соборе находилось большое количество военных трофеев.

В 1895 году при Троицком соборе была возведена и освящена часовня в память о чудесном спасении царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года.

В годы большевистского режима собор был ограблен и осквернен. Настоятель собора – отец Михаил Чельцов и председатель приходского совета Григорий Толоконцев были расстреляны. В 2005г отец Михаил Чельцов причислен к лику святых, теперь он небесный покровитель Троицкого Измайловского собора.

В это трагическое время Свято-Троицкий собор был кафедральным. Такое решение в декабре 1933 года принял митрополит Алексий (Симанский), будущий Патриарх Алексий I. Поскольку Троицкий собор Александро-Невской лавры к тому времени был уже закрыт, то замену ему митрополит нашел в виде Измайловского собора. Владыка часто служил здесь. Статус кафедрального собор носил до своего закрытия в 1938 году.

После закрытия здание Троицкого собора постепенно приходило в упадок. Восстановление собора началось лишь в 1990г. Сегодня же возрождающийся и украшаемый собор поистине является символом государства Российского.

В соборе  пребывают великие православные святыни:

  • Частицы мощей блаженной старицы Матроны Московской, святых благоверных Петра и Февронии Муромских, трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста;
  • Иконы: Святой Живоначальной ТроицыСвятой блаженной Ксении Петербургской (первой икона написанная с прижизненного портрета блаженной старицы), келейная икона святителя Николая (принадлежавшая почитаемому старцу архимандриту Иоанну (Крестьянкину)), «Христос благословляет детей», образы Божией Матери «Порт-Артурский», «Поможение в родах»«Скоропослушница» , чудотворный образ “Всецарица”.

 
Икона Святой Живоначальной Троицы – самая старинная икона, которая вообще есть в петербургских православных храмах, образу уже более 600 лет, он был написан в 1406 г.  У иконы удивительная судьба: после революции она была изъята из монастыря советскими властями, помещена в Третьяковскую галерею, а затем была продана зарубеж, в частную американскую коллекцию. В начале 2000-х годов образ был выкуплен на аукционе Christie's и в юбилейный год 300-летия Санкт-Петербурга  образ был принесен в дар Свято-Троицкому Измайловскому собору президентом России Владимиром Путиным. 

Подготовили: Ю. Эпштейн и Н.Ф.Жарков 

Использованы материалы с сайтов:

http://tervenichi.ru  http://sobory.ru  http://www.izmsobor.ru http://palmernw.ru http://palomniki.su

Вернуться к списку событий и новостей