Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

5 марта 2024 г в 17.00 состоялся Всероссийский научно-практический семинар «Экологические, медицинские и педагогические аспекты демографической ситуации в России»

Подробнее

25 мая 2012 г. в помещении ЦПШ храма Державной иконы Божией Матери состоялась очередная встреча Абонемента «Здоровая семья», пятая и последняя в этом учебном году. Встречу провела Лободина Светлана Владимировна, логопед с 25-летним стажем работы с детьми, член Общества православных врачей Санкт-Петербурга.

Слушатели абонемента Тема встречи «Как родители могут помочь детям в формировании правильного произношения и развитии речи» вызвала интерес не только у родителей, но и молодых людей, ещё не создавших семью, но желающих подготовиться к правильному воспитанию своих будущих детей, чтобы не допускать ошибок с самого их рождения.

После интересной и насыщенной встречи  и те, и другие слушатели  стали обладателями важнейших знаний в воспитании и развитии детей.

Светлана Владимировна провела встречу в очень живой и интересной форме, подготовила презентацию с фотографиями, запечатлёнными во время   занятий с детьми, приводила замечательные примеры, принесла с собой наглядный материал – настольные игры, в которые рекомендовала взрослым играть с детьми.

С.В. ЛободинаС.В. Лободина

Светлана Владимировна рассказала о значении речи в развитии ребенка. С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств. Поэтому задержка речи влечет за собой и отставание в развитии психики и интеллекта ребенка. Без сомнения, все родители хотят, чтобы их дети, став взрослыми, говорили чисто и правильно, владели богатством речи своего родного языка, достигли в жизни определенных высот, исходя из тех способностей и талантов, которые даровал им Бог, успешно учились и состоялись в жизни как личность, чувствовали себя свободно и уверенно в обществе. Неправильная речь может стать препятствием на пути выполнения этих надежд и планов.

Как специалист, Светлана Владимировна  отметила, что устранить дефекты речи, исправить неправильную артикуляцию звуков ребенку поможет логопед, с участием педагогов - воспитателей дошкольных учреждений, но, все-таки, основную роль в обучении ребенка правильной речи играет, безусловно, семья.

слушатели АбонементаВ начале встречи были приведены научные данные о речевых центрах головного мозга, о том, где и как образуется речь, затем Светлана Владимировна рассказала, что за короткий период раннего и дошкольного детства ребёнок овладевает тремя типами общения:1 тип – эмоциональное общение – от рождения до 6 мес.; 2 тип – общение на основе понимания – от 6 мес. до 1,5 лет; 3 тип – общение на основе речи – с 1,5 до 2-х лет.

Далее были охарактеризованы основные причины нарушения речи, к которым относятся различные внутриутробные патологии, родовые травмы, различные заболевания в первые годы жизни, травмы черепа, наследственные факторы, а также неблагоприятные социально-бытовые условия.

После этого Светлана Владимировна перечислила недостатки речи ребёнка, которые должны обеспокоить родителей, отметив, что взрослым нужно знать, когда следует обращаться к специалисту, чтобы вместе с ним помочь малышу вовремя устранить дефекты речи.В настоящее время расстройства речи изучены достаточно хорошо, и многие из них успешно излечиваются.

Обращение к специалистам необходимо в следующих случаях:

  • Если ребенок в 1-2 мес. не улыбается в ответ на улыбку близких взрослых,
  • если в полгода он не понимает обращенную речь;
  • если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов;
  • если ребенок 3-4 года говорит много, но так невнятно, что понять его может только мать;
  • если в 3-4 года ребенок не произносит некоторых звуков, заменяет одни звуки другими,
  • если во время произношения язык находится между зубами и губами;
  • если во время разговора ребенок вздрагивает, «спотыкается» на согласных звуках или слишком сильно растягивает гласные;
  • если нарушен ритм и темп речи (говорит захлебываясь, очень быстро или, наоборот, говорит неестественно медленно);
  • если ребенок говорит не на выдохе, а на вдохе;
  • если возникает ощущение, что у ребенка во рту «каша» и часто течет слюна;
  • если ребенок выполняет просьбу показать язык, но не может удержать его, так как язык сильно отклоняется в одну сторону.

Не касаясь профессиональных вопросов, Светлана Владимировна рассказала, каким образом  родители могут помочь в формировании правильного произношения и развитии речи детей.

Самым первым и, очевидно, главным, Светлана Владимровна назвала создание правильной речевой среды в семье, а самое важное здесь – благоприятная эмоциональная обстановка.Здесь хочется отметить, что было очень интересно и даже удивительно для многих, особенно пока ещё несемейных слушателей узнать, что речь малыша начинает развиваться ДО его рождения на свет и что крайне важно уже в этот прекрасный период вынашивания малыша, общаться с ним, что-то ему рассказывать, делиться положительными впечатлениями и создавать уже тогда тёплую эмоциональную атмосферу. 

Далее нужно приступать ко второму этапу, формированию и обогащению словаря ребёнка и здесь Светлана Владимировна рекомендует родителям формировать сначала пассивный, а затем активный словарь, для чего использовать как окружающую обстановку, так и специальные игры. Нужно отдавать преимущество настольным играм (таким как парные картинки, лото, детское домино и т.д.), а не компьютерным играм.Родители в процессе игры могут давать знания об обобщающих понятиях (цвет, игрушки, части тела, транспорт, продукты и т.д.). Очень важно, чтобы родители выделяли хотя бы 10-15 минут в день для игровых занятий, а также использовали для развития словаря прогулку, поездку и совместный любой труд (на кухне, в огороде, в квартире).

слушатели АбрнементаВ-третьих, чтобы родители смогли  помочь формированию грамматического строя речи ребёнка, нужно выполнять определенные правила. Перечислим только 4 из них. Важно четко проговаривать окончания слов, чтобы ребенок с раннего детства слышал, как изменяются слова: в  падеже («иди к маме, возьми куклу»), роде («собачка белая, мишка коричневый»), числе («бабочка - бабочки»). Не менее важно четко проговаривать предлоги, выделять их интонациями голоса: «положи В корзинку, достань ИЗ коробки». Несложно учить ребенка словообразованию, начиная с уменьшительно-ласкательных слов: «дом-домик, шар-шарик, кот-котенок и т.д.». Конечно, нельзя произносить бранные, оскорбительные, «гнилые» слова, так как дети очень быстро начинают копировать взрослых.

В-четвертых, задача родителей -  помочь своему ребёнку в формировании произносительной стороны речи, в этом помогут как укрепление  мышц  артикуляционного  аппарата (артикуляционная гимнастика), так и развитие воздушной струи.

В-пятых, развитие  общей и мелкой моторики также способствует формированию и развитию речи у детей. Развитию общей моторики способствуют: лечебная физкультура, катание на велосипеде, плавание, занятия спортом, хореография, хождение пешком, прогулки и т.д. Развитию мелкой моторики способствуют: различные виды конструктора, собирание пазлов,  шнуровки, мозаики, различные виды ручного творчества, игры с пальчиками, пальчиковая гимнастика.

Очень важно, по словам Светланы Владимировны, подходить творчески как к воспитанию,так и  развитию речи у детей.

Вот общие подходы к занятиям с детьми в семье, которые были предложены вниманию слушателей:

  • Учитывайте возрастные особенности, (не спешите, но  и не отставайте);
  • Индивидуально подходите к ребенку, понимая, что он развивается со своей скоростью;
  • Немного «забегайте вперед», ведите ребенка за собой (принцип опережающего развития);
  • Двигайтесь от простого к сложному;
  •    Создавайте  благоприятный психологический  фон,  поощряйте  ребенка;
  • Играйте  с  ребенком, так, чтобы он  не  чувствовал, что вы его учите,  пусть ему  будет  интересно,  а  не  скучно;
  • Выделяйте время и играйте вместе с ребенком;
  • При  совершении  покупок, выбирайте добрые и созидающие  игрушки  и  игры, отказывайтесь  от  злых  и  разрушающих;
  • Придерживайтесь  традиционной российской  культуры;
  • Развивайте  умение  ребенка общаться (коммуникативные  качества);
  • Выбирайте  многофунциональные  игры;
  • Максимально  используйте  возможности каждой  игры.

Закончила Светлана Владимировна встречу призывом  любить родной язык, изучать и совершенствовать его и помнить, что чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связанная речь — заслуги, прежде всего, семейного воспитания.

В конце встречи наступило традиционное  и всеми любимое время вопросов. Вопросы не заканчивались и после встречи, благодарные слушатели обступили Светлану Владимировну в надежде услышать советы специалиста конкретно к своим ситуациям. Интерес к этой теме показал, что  было бы очень полезно провести уже более подробную встречу по какому-то одному аспекту, затронутому в теме формирования и развития речи у детей.

Хотим поблагодарить всех участников нашего нового проекта – Абонемента «Здоровая семья», врачей, психологов и педагогов, с любовью поделившихся своими мудрыми знаниями, и слушателей, которые своим итересом к встречам показали необходимость подобных мероприятий.

Новые встречи Абонементу «Здоровая семья» состоятся уже осенью в новом учебном году. Желаем всем хорошо отдохнуть летом, набраться сил, укрепить здоровье. 

Храни вас Господь!

 

Посмотреть/ скачать предентацию в формате pdf

Спец. кор. абонемента "Здоровая семья" Е. А. Баранова