Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

9 апреля 2024 г. состоялось заседание № 152 ОПВ Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) «Современные проблемы слабослышащих больных. Лаборатория слуха и речи»

Подробнее

все События и новости

Евгений Сергеевич БОТКИН – последний лейб-медик Царской Семьи

Евгений Сергеевич Боткин родился в Царском Селе 27 мая 1865 года и был четвертым ребенком в многодетной семье известного русского врача Сергея Петровича Боткина.

Высокий уровень домашнего образования позволил Евгениею Сергеевичу в 1878 году поступить сразу в пятый класс Второй Санкт-Петербургской классической гимназии, где рано проявились его блестящие способности к естественным наукам.

После окончания гимназии в 1882 году он поступает на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Но через год Евгений Сергеевич по примеру отца и двух старших братьев, решает стать врачом и поступает в Военно-Медицинскую Академию, которую заканчивает в 1889 году, в год смерти отца, «третьим по старшинству баллов в курсе», получив звание «лекаря с отличием» и именную Пальцевскую премию.

Молодой талантливый врач имел очень широкие возможности для своей медицинской практики и карьерного роста, но в возрасте 25 лет он начал свою профессиональную деятельность в Мариинской больнице для бедных – по его словам там, «где грязь, боль и страдания». В течение некоторого времени Евгений Сергеевич оставался просто больничным  врачом, проявляя искреннюю заботу и любовь к своим пациентам. Однако вскоре он начал читать доцентский курс в  Военно-медицинской академии, который назывался «Больной в больнице» и впервые был полностью посвящен вопросам деонтологии, а именно важности взаимоотношений между врачом и пациентом в ходе лечебного процесса.

Чтобы расширить познания в медицине, Евгений Сергеевич в декабре 1890 года на собственные деньги едет в заграничную командировку, во время которой изучает работу лучших клиник Европы. Темой его научных интересов в это время были вопросы иммунологии, сущности процесса лейкоцитоза, защитных свойств форменных элементов крови.

В 1893 после возвращения в Россию Евгений Сергеевич защитил докторскую диссертацию «К вопросу о влиянии альбумоз и пептонов на некоторые функции животного организма» (оппонентом был И. П. Павлов) и в 1894 году вернулся в Мариинскую больницу сверхштатным ординатором. Одновременно с этим доктор Боткин продолжает активно заниматься научной и преподавательской деятельностью. В мае 1897 года он был избран приват-доцентом Военно-Медицинской Академии.

С началом русско-японской войны доктор Боткин добровольцем отправляется в действующую армию. Тут он показал себя как бесстрашный человек и прекрасный организатор и был назначен на должность главноуполномоченного по медицинской части Маньчжурской армии. Глядя на творящуюся в армии неразбериху, он пишет: «Целая масса наших бед есть только результат отсутствия у людей духовности, чувства долга, что мелкие расчеты становятся выше понятий об отчизне, выше Бога».

 «За отличие, оказанное в делах против японцев», Евгений Сергеевич был награжден орденами святого Владимира III и II степени с мечами.

После окончания войны, осенью 1905 года Евгений Сергеевич возвратился в Петербург уже в звании почетного лейб-медика и вновь приступил к преподавательской работе в Военно-Медицинской Академии.

В 1907 году Евгений Сергеевич Боткин стал главным врачом общины святого Георгия, а 13 апреля 1908 года, по желанию императрицы Александры Федоровны, он был назначен лейб-медиком царской семьи, повторив служебный путь своего отца, который был лейб-медиком двух русских царей.

Доктор Боткин очень привязался к своим царственным пациентам. Он говорил: «своей добротой они сделали меня рабом до конца дней моих». В царской семье его очень ценили и любили.

После начала Первой мировой войны императрица организует в царских дворцах госпитали для раненых. Евгений Сергеевич принимает в этом активное участие, он даже размещает раненых в своем доме в Царском Селе.

После февральского переворота император и его семья были арестованы и обвинены в государственной измене. Всем из окружения царской семьи было предложено либо остаться с узниками и, возможно, разделить с ними их участь, либо покинуть их. Многие, еще вчера клявшиеся в вечной верности Императору и его семье, в это трудное время покинули их. Доктор Боткин добровольно принимает решение ехать вместе с царской семьей в Сибирь, сказав, что для него нет ничего выше, чем забота об Их Величествах.

   

Пользуясь относительной свободой в Тобольске, он ведет прием больных из числа местных жителей и охраны. Записаться к нему на прием мог любой, за оказание медицинской помощи Евгений Сергеевич не брал никакой платы. Ему удалось быстро завоевать любовь и уважение горожан.

В апреле 1918 власти принимают решение перевести царственных узников в Екатеринбург. Доктор Боткин вновь добровольно едет с царской семьей, но на этот раз на положении арестованного. Во время переезда доктор, сам страдая от холода и почечных колик, отдал свою шубу княжне Марии, у которой не было теплых вещей.

И здесь в Екатеринбурге доктор Боткин быстро завоевал доверие солдат охраны, которым он оказывал медицинскую помощь. Он также ходатайствовал о прогулках для узников, всячески старался облегчить режим их содержания.

Евгений Сергеевич Боткин знал о скорой казни: большевики предлагали ему оставить царскую семью, обещали трудоустроить и оказать покровительство. Доктор вежливо поблагодарил и отказался. «Видите ли, я дал царю честное слово оставаться при нем до тех пор, пока он жив. Для человека моего положения невозможно не сдержать такого слова. Я также не могу оставить наследника одного. Как могу я это совместить со своей совестью? Вы все должны это понять».

В ночь на 17 июля 1918 года Боткин Евгений Сергеевич был расстрелян вместе с членами Царской Семьи в доме инженера Н.К. Ипатьева. В 1981 году канонизирован Русской Православной Церковью заграницей как мученик. В 2016 году прославлен Русской Православной  Церковью как страстотерпец, праведный Евгений Боткин, врач.

Жизненный и врачебный  путь Евгения Сергеевича Боткина стал для нас образцом верности данному слову, врачебному долгу и своим пациентам.

В память о великом подвиге русского врача и ученого Евгения Сергеевича Боткина 3 октября 2015 г. была освящена мемориальная доска с барельефом у здания Военно-Медицинской Академии им. С.М. Кирова в Санкт-Петербурге.

Подготовила  к.м.н.,  член Правления ОПВ Санкт-Петербурга Гриненко Т.Н.