Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

10 сентября (вторник) состоялось заседание  Общества православных врачей Санкт-Петербурга, которое проходило в храме Державной иконы Божией Матери (пр-т. Культуры, 4)

Подробнее

11.02.2019

13 ноября 2018 г. в Первом государственном медицинском университете им. академика И. П. Павлова состоялось заседание № 128 Общества православных врачей Санкт-Петербурга во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), посвящённое теме восстановления слуха. С докладом «Современные имплантационные технологии восстановления слуха при глухоте» выступила Инна Васильевна Королёва, профессор кафедры оториноларингологии Санкт-Петербургского научно-исследовательского института уха, горла, носа и речи.

Профессор И. В. Королёва  является научным руководителем всероссийской программы слухоречевой реабилитации неслышащих детей и взрослых с кохлеарными имплантами «Я слышу мир!» и организатором первой в России группы ранней абилитации детей с нарушениями слухового аппарата в городском восстановительном центре слуха, который открылся совсем недавно — 11 сентября 2018 года, по адресу: ул. Есенина, дом 26, корпус 4.

Девизом всей деятельности Инны Васильевны можно считать следующие слова: «Хочешь помочь глухому человеку — верни ему возможность слышать. Хочешь помочь развиваться ребенку — дай его мозгу возможность хорошо слышать».

Слух играет огромную роль в жизни человека. С помощью слуха человек определяет возможную опасность, может ориентироваться в пространстве, получать удовольствие от музыки. И что особенно важно, с помощью слуха он может воспринимать речь других людей. Это позволяет свободно общаться с близкими и другими людьми, обучаться, выполнять профессиональные обязанности. При потере слуха резко ограничиваются возможности общения, появляются затруднения на работе, человек оказывается в социальной изоляции.

Число людей с нарушениями слуха неуклонно растет и снижение слуха разной степени имеют 2-4% населения мира, что составляет уже более миллиарда человек. Согласно мнению ВОЗ, через 20 лет каждый пятый житель Земли будет иметь проблемы со слуховой функцией.

Исследования профессора И. В. Королёвой показали, что у 1% молодёжи к 20-ти годам отмечается снижение слуха, а с возрастом число пациентов, имеющих проблемы со слухом, удваивается каждые 10 лет. И уже почти четверть населения нашей страны старше 65-ти лет страдает нарушениями слуха. Следует отметить, что многие люди, и таких немало, имеют небольшое или умеренное снижение слуха, но приспосабливаются и смиряются с этим состоянием. Совместное проживание в семье с плохо слышащим человеком весьма проблематично. Так как потеря слуха невидима, окружающие люди могут даже не подозревать о том, что испытывает слабослышащий человек на самом деле. Они обычно замечают его беспокойство, депрессию, раздражительность, мнительность, эгоцентричное поведение. Близкие часто не понимают истинную причину такого поведения — потерю слуха. В результате увеличивается число разводов, развивается отчуждение от детей и друзей. Социальные проблемы зачастую приводят к алкоголизму, развитию лекарственной зависимости, чрезмерному потреблению психотропных средств и частому обращению к врачу.

Вследствие вышеперечисленного, близким страдающего члена семьи важно знать признаки нарушения слуха у взрослого:

  • человек слышит речь, но часто переспрашивает, пропускает вопрос или отвечает невпопад;
  • плохо понимает собеседника в магазине, на улице, дома - на фоне работающего телевизора;
  • плохо понимает собеседника на расстоянии;
  • увеличивает громкость телевизора во время просмотра;
  • начинает громко разговаривать с окружающими.

 Проблемы со слухом постепенно приводят к различным и даже значительным последствиям.

 Последствия снижения слуха у взрослых людей

  • боязливое и паническое поведение;
  • депрессия разной степени;
  • оборонительное поведение;
  • раздражительность и нетерпеливость;
  • эгоцентризм;
  • социальная паранойя;
  • навязчивое поведение;
  • социальное одиночество и изоляция.

В итоге развиваются трудности в общении с членами семьи и коллегами по работе, возникают проблемы с невозможностью в полной мере выполнения своих профессиональных обязанностей, что приводит к потере работы и появлению психологических изменений личности. Степень патологического проявления зависит от типа личности, уровня потери слуха, способности организма к компенсации и, что очень важно, наличия понимания со стороны семейного и социального окружения.

Особенно важно наличие слуха для развития ребенка, который учится говорить, слушая речь близких и одновременно усваивая навыки поведения в жизни. Снижение слуха у детей вызывает нарушение развития речи, глухой ребенок без слухопротезирования и специальных сурдопедагогических занятий становится немым. Эта проблема, может быть не так заметная вначале, со временем становится трагедией в семье.

У одного из тысячи новорожденных выявляется тяжелая тугоухость. Группу риска представляют недоношенные дети, дети с высоким уровнем билирубина и другими врожденными патологиями. Эта патология обнаруживается у 20–30 детей на тысячу. Впоследствии проблемы со слухом у них стремительно развиваются в течение первых одного-двух лет жизни. Кроме того, каждый десятый ребёнок дошкольного и школьного возраста имеет центральные расстройства слуха, которые проявляются в нарушениях слухового внимания, слуховой памяти и др., что приводит к нарушениям речевого развития, трудностям овладения школьной программой. Признаки наличия проблем со слуховым аппаратом у ребенка отличаются в зависимости от его возраста, но чем раньше будет установлена проблема со слухом, тем качественней будет оказана в дальнейшем помощь.

Признаки нарушения слуха у ребенка младшего возраста

  • ребёнок не просыпается от громких звуков;
  • не реагирует на тихие звуки в тишине;
  • не реагирует или непостоянно реагирует на свое имя (после 1,5 лет);
  • отстаёт в развитии речи (не понимает простые просьбы после 12 мес., первые слова появляются позднее полутора лет, первые предложения — после 2-х лет);
  • невнимателен, не выполняет просьбы или выполняет их неправильно;
  • лучше понимает взрослого, если взрослый сопровождает свою речь обиходными жестами;
  • в речи ребенка старше 5-ти лет много аграмматизмов, он пропускает предлоги и слоги в словах (особенно последние), не произносит высокочастотные звуки речи [с], [ц], [x], [ф].

Признаки нарушения слуха у ребенка старшего возраста

  • ребёнок невнимателен, рассеян, не отвечает на обращенные к нему вопрос, просьбу или отвечает невпопад;
  • плохо понимает взрослого на улице, в магазине, в шумном месте;
  • при общении внимательно смотрит на лицо взрослого;
  • часто переспрашивает взрослого;
  • увеличивает громкость телевизора, когда смотрит;
  • плохо учится и имеет сложности при написании диктантов.

Если родители не обращают внимания на имеющуюся проблему, то это влечет за собой значительные последствия.

Последствия нарушения слуха у ребенка состоят в следующем: даже небольшое снижение слуха отрицательно влияет на развитие ребёнка, приводя к вторичным нарушениям развития языка, устной речи, восприятия, мышления, эмоционально-волевых процессов. Ввиду неоказания своевременной сурдопедагогической помощи при большой потере слуха, у такого ребёнка не развивается речь, и он становится немым.

Таким образом, первичный дефект развития ребенка в виде нарушения слуха неуклонно приводит к отставанию развития речи у ребенка, что влечет за собой своеобразное развитие всех познавательных процессов (восприятие, память, воображение, мышление). В дальнейшем нарушается развитие личности, затрудняющее процессы общения и обучения, и в конечном итоге всё завершается инвалидизацией. Первичное нарушение слуха у ребенка вместе с вторичными нарушениями развития приводит к долговременным последствиям не только для ребенка, но и его семьи.

Раньше традиционно считалось, что медицина не в силах вылечить глухоту. Помогала жестовая речь, которой обучали неслышащего и которой невольно овладевали и его близкие. Кроме жестовой речи в арсенале специалистов имеется так называемая дактильная речь, которая представляет собой общение при помощи ручной азбуки, где каждая буква алфавита изображается пальцами руки знака — дактилемы. Последние складываются в целостные речевые единицы (слова, фразы и т. д.), при помощи которых протекает процесс общения. При передаче сообщения слепоглухому его рука накладывается на руку говорящего, и он с опорой на тактильные ощущения «считывает» передаваемую информацию.

Современный лечебный подход к проблеме неслышащих людей представляет собой поистине революцию в реабилитации детей и взрослых с нарушениями слуха. Методы помощи таким страдающим людям представила в своём выступлении Инна Васильевна:

 1. МЕДИЦИНСКИЕ МЕТОДЫ

  • консервативное лечение (медикаментозное, физиотерапия)
  • хирургические методы лечения (микрохирургические вмешательства, направленные на ликвидацию хронических воспалительных заболеваний, при отосклерозе, адгезивном среднем отите, болезни Меньера).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

  • слуховые аппараты (внутриушные, внутриканальные, заушные и карманные);
  • кохлеарные и стволомозговые импланты;
  • FM-системы (для создания коммуникативных связей людей посредством передатчика и приемника, позволяющие передавать четко различимый звуковой сигнал без посторонних шумов). 

3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ для развития у детей слуха, речи, мышления и др., которые необходимы при использовании любых медицинских и технических методов.

4. СОЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ в виде экономической и социальной поддержки пациентов.

 Кохлеарная имплантация (КИ)

Метод восстановления слуха у детей и взрослых с двухсторонней глухотой и тугоухостью 4-й степени (если сохранен слуховой нерв).

КИ, заменяя погибшие волосковые клетки ушной улитки, преобразует звуки в электрические импульсы, и стимулирует слуховой нерв.


Этапы кохлеарной имплантации

1. Предоперационное диагностическое обследование и отбор пациентов-кандидатов на операцию (проводится в КИ-центре в течение 2-5 дней).
2. Хирургическая операция имплантации (проводится в КИ-центре в течение 30-90 мин.).
3.     Послеоперационная слухоречевая реабилитация:                                                              

      • настройка процессора КИ,
      • развитие слухового восприятия звуков и речи с КИ;
      • у детей: развитие устной речи и др., психологическая поддержка и обучение близких.
      • длительность: у позднооглохших взрослых в течение 1-3 мес. и больше пяти лет у ранооглохших пациентов.                               

Позднее, регулярно в течение 2-5 лет, послеоперационная слухоречевая реабилитация проводится в КИ-центре (10-дневные курсы) и по месту жительства. В дальнейшем в сурдоцентрах и КИ-центрах осуществляется пожизненное наблюдение с коррекцией настройки, проверкой и заменой процессора КИ.

Эффект от проведения кохлеарной имплантации

  • 80% детей, имплантированных в раннем возрасте при правильно организованной слухоречевой реабилитации, к школьному возрасту приближаются к нормально слышащим детям по развитию речи и могут продолжать обучение в обычных общеобразовательных школах.
  • У детей, имплантированных в дошкольном и школьном возрасте, в дальнейшем развиваются слуховое восприятие и речь, расширяются возможности коммуникации и обучения.
  • У детей с дополнительными нарушениями также развивается слуховое восприятие, ситуативное понимание речи, улучшается поведение, расширяются возможности коммуникации и обучения, а в итоге повышается качество жизни ребенка и его семьи.
  • У взрослых пациентов восстанавливается восприятие звуков и речи, коммуникация, они возвращаются к трудовой деятельности, у них расширяются возможности обучения, повышается качество жизни как самого пациента, так и его семьи.

Обратите внимание:

Первая кохлеарная имплантация в России была проведена в Москве в 1991 г.

В Санкт-Петербурге она состоялась в 1997 г.

Сегодня КИ, в том числе и на бюджетной основе, доступна каждому пациенту, который в ней нуждается.

 

Стволомозговая слуховая имплантация

Однако, если глухота обусловлена повреждением слуховых нервов, то КИ пациенту не поможет.

Для слухоречевой реабилитации пациентов с глухотой, обусловленной повреждением слуховых нервов, оссификацией или аплазией улитки, а также аплазией слуховых нервов проводится стволомозговая слуховая имплантация.

Стволомозговой имплант (СМСИ, auditory brainstem implant-ABI) внедряется в кохлеарные ядра ствола мозга и электрически стимулирует эти ядра (для сравнения: КИ внедряется в улитку и электрически стимулирует слуховой нерв или дендриты спирального ганглия). Внешняя часть СМСИ такая же, как у КИ. Внутренняя часть в целом тоже сходна, отличается форма носителя электродов КИ.

Первые стволомозговые слуховые имплантации стали проводиться в России с 2014 года.

Показанием к проведению СМСИ является двухсторонняя нейросенсорная глухота вследствие:

  • наличия нейрофиброматоза II типа (NF2);
  • разрыва слухового нерва из-за ЧМТ;
  • аплазии слухового нерва;
  • аномалии улитки (слухового нерва) у детей;
  • полной оссификации улитки.

Кроме того, пациент должен обладать хорошим соматическим здоровьем и сохранным зрением, а также иметь в полной мере поддержку семьи и показать до́лжную мотивацию к проведению операции.

Дело в том, что стволомозговая имплантация более сложная и тяжелая по своим последствиям для пациента, сложнее настройка процессора и труднее обучение пациента восприятию звуков и речи.

Подключение процессора через осуществляется через 1 -2 мес. после операции. Реабилитация таких пациентов проводится в СПб НИИ ЛОР. Курс реабилитации 10 дней с ежедневным контролем и коррекцией настройки процессора СМСИ, параллельно проводятся занятия с сурдопедагогом и психологом и с привлечением близких пациента. На повторные курсы реабилитации пациенты приглашаются через 2, 6, 9 и 12 мес. Кроме того, они получают дистанционную поддержку посредством интернета (оценка динамики развития, выяснение проблем, задания по тренировке и др.).

При всех методах восстановления слуха нужна психолого-педагогическая реабилитация. Она помогает решать следующие вопросы:

  • компенсация нарушения слуха посредством сохранных анализаторов (зрение);
  • предупреждение вторичных нарушений развития у детей;
  • коррекция вторичных нарушений развития у детей;
  • адаптация глухого ребёнка или взрослого к жизни в обществе.

В конце своего выступления докладчик рассказала об основных задачах сурдологии на обозримое будущее.

Решение проблем по развитию слуховых имплантационных технологий в будущем:

  1. Повышение информированности профессионального сообщества и населения в целом в области современных возможностей диагностики и реабилитации нарушений слуха.
  2. Совершенствование системы раннего выявления нарушений слуха у разных возрастных групп и стандартных протоколов ведения разных категорий пациентов.
  3. Создание инфраструктуры для реабилитации детей с КИ раннего, дошкольного и школьного возраста с использованием слухоориентированных и семейно-центрированных технологий в регионах РФ на базе сурдоцентров, реабилитационных центров и образовательных учреждений.
  4. Усиление и развитие региональных сурдоцентров для обеспечения выполнения современных задач в области сурдологии (диагностика, слухопротезирование, лечение, психолого-педагогическая поддержка пациента и его близких, работа по информированности специалистов и населения, поддержка образовательных учреждений в области слухоречевой реабилитации детей с КИ/СА).
  5. Разработка национального стандарта организации слухоречевой реабилитации пациентов в регионах и оценки её эффективности.
  6. Разработка протоколов взаимодействия между организациями МЗ, МО и МСЗ в области реабилитации пациентов с КИ.
  7. Подготовка специалистов (сурдологов, сурдопедагогов, психологов) для реабилитации детей с КИ разного возраста с использованием слухоориентированных и семейно-центрированных технологий в регионах, в том числе детей с комплексными нарушениями.
  8. Создание инфраструктуры и подготовка специалистов (сурдологов, сурдопедагогов, психологов) для реабилитации взрослых пациентов в регионах РФ на базе сурдоцентров.
  9. Создание системы дистанционной поддержки пациентов с КИ и их семей.
  10. Обеспечение доступности билатеральной кохлеарной имплантации для пациентов.
  11. Внедрение процедуры замены имплантируемых СА.

Затем с традиционным православным комментарием к присутствующим обратился председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга профессор протоиерей Сергий Филимонов.

Батюшка сказал о том, что для облегчения церковной жизни слабо- и плохослышащих людей, и людей с отсутствием слуха, у нас в городе существует храм святых апостолов Петра и Павла при Российском Государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена. При храме более семнадцати лет действует община глухих и слабослышащих и школа жестового языка "Образ" (http://vk.com/surdo).

Настоятель храма иерей Димитрий Смирнов, руководитель координационного центра по работе с глухими и слепоглухими при Отделе церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии. Этот приход единственный в городе, где регулярно совершаются богослужения с сурдопереводом. Не так давно приход храма стал сотрудничать с киностудией «Жираф», которая с 2010 года занимается кинообразованием детей и подростков с ограничением слуха и снимает для них кинословарь "Вижу смысл", объясняющий трудные слова и фразеологические обороты. 

На III Международном православном молодёжном форуме "Прошлое. Настоящее. Будущее", который прошёл 23 августа 2018 года в 75-м павильоне ВДНХ в Москве, проект детской киностудии «Жираф» и храма святых апостолов Петра и Павла при РГПУ получил один из шести патриарших грантов. Совместный проект церкви и кинематографистов — это миссионерский кинопроект «Вижу смысл. Экранизация фрагментов Библии» —инновационное обучающее пособие для неслышащих детей и молодёжи, которое языком кино в современной, интересной и понятной форме знакомит зрителя с Библией.

По мнению отца Сергия важным вопросом остаётся адаптация Библии, Святого Евангелия и других богослужебных текстов на язык глухих и подготовка кадров православных сурдопереводчиков. Неслышащие дети и взрослые не должны оставаться без внимания православной церкви.

Член правления ОПВ СПб, врач Н. Ф. Жарков

Познакомиться с презентацией доклада

Вернуться к списку событий и новостей