Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

Приглашаем 9 августа в 10.00 на праздничную Божественную литургию, посвященную дню памяти св. великомученика Пантелеимона

Подробнее

18.02.2016

4-6 февраля 2016 г.  в Санкт-Петербурге в здании Международной академии музыки Елены Образцовой прошла  II Всероссийская научно-практическая конференция: «Святитель Феофан Затворник – основатель христианской психологии».

Организаторами форума стали епархиальный Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, храм святителя Петра на Роменской улице, Общество православных психологов Санкт-Петербурга, Общество православных педагогов Санкт-Петербурга и Институт социального образования «Русская христианская гуманитарная академия» (РХГА).

   В конференции приняли участие священнослужители, психологи, психотерапевты, преподаватели образовательных учреждений, врачи, аспиранты и студенты из Санкт-Петербурга, Москвы, Калуги, Кемеровской области.

Перед началом конференции был отслужен молебен в храме прп. Серафима Вырицкого при Большом Гостином Дворе. Возглавил молебен иерей Артемий Наумов, духовник Епархиального Общества православных психологов Санкт-Петербурга.

   

Открывая конференцию, отец Артемий зачитал приветственное слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.

«Развитие психологической науки и ее связь с богословскими дисциплинами и практикой жизни в Церкви - актуальная тема в современном мире. Человек постоянно находится в эмоциональном и, самое главное, мировоззренческом кризисе. Как мы знаем, душа человеческая - христианка. Но современные люди забыли об этом, погружаясь все больше в жизнь, противную слову Евангелия. … Радостно, что люди, профессионально оказывающие помощь человеку, который запутался и находится на грани, собрались здесь сегодня».

Со своей стороны, отец Артемий отметил неоценимую заслугу святителя Феофана Затворника в богословии. Примером своей жизни епископ Феофан Затворник Вышинский предстает перед нами как истинный последователь Христа. Любовь - единственный критерий жизни человека. Только через любовь человек может познать мiр и Бога.

  

Руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии протоиерей Максим Плетнев огласил приветствие председателя епархиального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии (ОЦБСС) протоиерея Николая Брындина.

«Только ярый противник Церкви может говорить, что психология - это дисциплина сугубо светская, и в ней нет места категориям богословия. Только ретроград и человек, совершенно не знакомый со святоотеческим преданием, утверждает, что духовная жизнь не связана с наукой о внутреннем мире человека, причинах его поступков и мыслей. Но мы знаем, что разница в понятиях говорит не о различиях, а о широком поле применения православной психологии в нашей жизни».

Отец Максим в свою очередь, отметил, что Конференция интересна соединением богословия и психологии: «Православная психология - наука, которая находится в пограничном месте и поднимает многие темы, которая светская психология не затрагивает».

Василий Васильевич Семенцов, директор Царскосельской школы "Гуманитарий", председатель Общества православных педагогов, в своем приветственном слове задал вопрос:

«Что такое педагог без психологии? И ответил: это древо без ствола, которое плодов не принесет, потому что не выживет. Так же психолог без святоотеческого предания и богомыслия - это ствол без корней, который сгниет. Православные психологи воспитываются от корней, евангельского благовестия и святоотеческих откровений».

 
Ответственный секретарь Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) Светлана Владимировна Лободина, приветствуя конференцию от лица Общества, отметила, что православные врачи с большим вниманием относятся к данной конференции, принимая в ней участие и выступая с докладами. Сообщение о I конференции со словами свт. Феофана Затворника о здоровье и болезни размещено в  сентябрьском выпуске  журнале «Церковь и медицина» № 2 (14) 2015 г.  

 В первый день работы конференции были образованы две секции: «Богословие святителя Феофана Затворника: природа тела-души-духа и ума-чувства-воли человека» и «Духовная практика христианской жизни». Предметами обсуждения стали православная психология как научная дисциплина и практика, преодоление страстей, стяжание добродетелей, православное консультирование и психотерапия.

 Пленарное заседание докладом «Святитель Феофан Затворник на Святой земле» открыл иерей Георгий Пименов, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала, сотрудник Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии.

 Иеромонах Виталий (Морозов) выступил на тему «Терминология, означающая в классической античности различные аспекты психической деятельности».

Аспекты сравнительного анализа святоотеческой и научной психологии отразила психолог из Москвы Татьяна Филипьева, член Российского Общества психологов. По ее словам, первыми целителями души были монахи. В наши дни наука осмысливает святоотеческое наследие. Цель святоотеческой психологии - исцеление человека от нравственных и духовных недугов, страстей, порождающих грехи. В научной же психологии духовная потребность души в общении с Богом игнорируется.

 Председатель Общества православных педагогов В. В. Семенцов выступил с докладом «О современных возможностях воспитания благодарения как "чувства милости Божией незаслуженной». Рассуждая о чувстве благодарения, святитель Феофан учит радостному и благодарному приятию жизни во всех ее проявлениях, в том числе приятию скорбей и бед. Благодарный Богу человек всегда остается довольным, жизнерадостным, благодушествующим. Верующий во всемогущество, благость, премудрость, правосудие Божие избегает сердечных расстройств. 

   

Содействие умягчению каменеющих сердец учащихся - задача каждого воспитателя-христианина, отметил педагог.

 
В работе Секции «Богословие святителя Феофана Затворника: природа тела–души–духа, ума–чувства–воли человека» приняли участие члены Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки

(Войно-Ясенецкого) - Владимир Тихонович Лободин, доцент Ленинградского областного института развития образования, Светлана Владимировна Лободина, отв. секретарь ОПВ, врачи-педиатры - супруги Жарковы.

Николай Федорович Жарков  выступил с докладом на тему: «Чистое сердце – тайна духовной жизни», подготовленным совместно с Татьяной Вениаминовной  Жарковой. Суть доклада состояла в том, что по учению святых Отцов Церкви духовное сердце находится в плотском сердце. Святитель Григорий Палама говорит: «Сердце наше есть сокровищница разума и первый плотской разумный орган».

Несмотря на то, что сердце, главный мышечный орган, обеспечивающий движение крови в системе кровообращения, благодаря чему во многом зависит наша физическая жизнь, в тоже время известно, что оно «сжимается от жалости», «замирает в ожидании», «разрывается от горя», «страдает от переживаний», «веселится от радости», и даже «прыгает от восторга».

В связи с такими определениями, размышляя о сердце, святитель Феофан дает нам представление еще и о другой, не менее значимой функции этого важного для жизни человека органа – духовной.

«Сердце — внутреннейший человек, или дух, где самосознание, совесть, идея о Боге с чувством всесторонней зависимости от Него, вся духовная вечно ценная жизнь». 
«Рычаг, действующий деятельностью, - сердце; там слагаются убеждения и сочувствия, определяющие волю и дающие ей крепость». 

Какова же тайна духовной жизни по святителю Феофану?

«Тайна духовной жизни – сосредоточить ум в сердце.

Существо христианской жизни – стать умом в сердце пред Богом и оттуда управлять всем в себе.

Закон духовной жизни: держи сердце в чувстве к Богу и всегда будешь в памяти Божией.

Постоянная память Божия в сердце хранится, если есть соединение ума с сердцем».

Как понять выражение «соединение ума с сердцем»?

Из поучений святителя Феофана становится понятно, что сделать это можно только с помощью молитвы. Он говорит:

«Ум там, где внимание. Сосредоточить его в сердце — значит установить внимание в сердце и умно зреть перед собою присущего невидимого Бога, обращаясь к Нему со славословием, благодарением и прошением … Тут вся тайна духовной жизни».

Св. Феофан, наставляя своих духовных чад, говорит о том, что вначале молитва может быть холодной (от ума), но постепенно, со временем она становится в жизни необходимой, и человек начинает ощущать ее теплоту. Так происходит соединение ума с сердцем. И вот уже молитва становится сердечной. Из поучений святителя следует: как для физического труда нужна тренировка мышц, так и в молитве, чтобы достичь результата, надо потрудиться.

Закончил свое выступление Николай Федорович словами святителя Феофана:

«Что Ангелы и святые делают на небе, то нам надлежит приучаться делать на земле, навыкать ангелоподобному непрестанному молитвенному предстоянию Богу в сердце своем».

 Во второй секции «Духовная практика христианской жизни» были рассмотрены практические вопросы: диагностика отношений детей и родителей как средство помощи в пастырском окормлении семьи, психолого-педагогическое сопровождение детей в приемных семьях в контексте педагогики святителя Феофана Затворника, экстренная психологическая помощь в доабортном и постабортном консультировании.

Следует также отметить, что состоялись круглые столы по темам: "Социальное служение на приходе - практика добрых дел" и "Вещественна ли душа?"
Участникам конференции был представлен альманах «Линтула» - издание для духовно-нравственного просвещения, рассказывающий на своих страницах об истории Церкви и России, монашеских традициях, истоках русской культуры.

Большой интерес вызвала дискуссия: "Молодежь. Образование. Религия", в которой приняли участие диакон Олег Вышинский, ст. преподаватель ПСТГУ, социальный работник Службы помощи бездомным Православной службы Милосердия; Забавнов Сергей, магистр богословия, аспирант, руководитель социально-миссионерской практики СПбДА; сестра милосердия отделения «Синий крест» Сестричества св. мц. Татианы, к.пед.н., Валентина Александровна Павлова; другие участники. Во время дискуссии обсуждались вопросы: «В чем смысл социального служения? Разочарования и фальшь социального служения? Помогает ли социальное служение найти дорогу в жизни?  Качества добровольца на пути служения? Нужно ли специально учиться, чтобы заниматься социальным служением». Поднятые вопросы, несомненно, представляют большой интерес, и их обсуждение будет продолжено в добровольческих организациях Санкт-Петербурга.

Красной нитью через многие доклады и сообщения прошла мысль о важности интеграции психологов, педагогов и врачей.   Диана Ивановна Воробьева, кандидат педагогических наук, профессор кафедры "Педагогика и педагогические технологии" ЛГУ им. А.С. Пушкина, почетный работник Высшей школы РФ,  украсила возвышенными  словами  искренней благодарности окончание работы первой секции: «Спасибо вам за то, что вы «открыли дверь в другую реальность»! Мы - педагоги, сегодня выходим на удивительную идею – признание Божественного. И я буду эту идею развивать! Воодушевили! Благодарю вас!» Зал поддержал аплодисментами!

«Проблемы человека можно решить только в комплексе интеграции психологических и святоотеческих знаний. На конференции объединяются все те, кто работает с человеком – педагоги, врачи, психологи. Это самое важное достижение наших встреч!» - подвела итог Лариса Филипповна Шеховцова, православный психолог, доктор психологических наук, руководитель Общества православных психологов Санкт-Петербургской митрополии, профессор Санкт-Петербургской православной духовной академии и Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования.

Конференция, на которой освещались результаты разработок христианской православной психологии, продлилась 3 дня и завершилась 6 февраля.

Материалы Конференции будут опубликованы в Сборнике трудов.

Познакомиться с программой конференции можно здесь.


Т.В. Жаркова, С.Н. Прохорова
использованы материалы  http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id=97098#ad-image-18

Вернуться к списку событий и новостей