Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

5 марта 2024 г в 17.00 состоялся Всероссийский научно-практический семинар «Экологические, медицинские и педагогические аспекты демографической ситуации в России»

Подробнее

«Возрастные кризисы развития человека»

В программе абонемента «Здоровая семья» при храме Державной иконы Божией Матери 17 декабря 2015 г. состоялась встреча с семейным психологом действительным членом Общества православных врачей Санк-Петербурга Николаем Николаевичем Лепехиным. На встрече освещалась актуальная и важная тема: «Возрастные кризисы развития человека».

Слушатели с интересом узнали, что в соответствии с различными периодами жизни человека психологи выделяют кризисные состояния, присущие в целом каждому возрасту.

В психологии существует понятие «Нормативные возрастные кризисы».

1)  Кризис новорожденности;

2)  Одного года;

3)  Трех лет;

4)  Семи лет;

5)  Подростковый (10-15 лет);

6)  Юношеский - кризис идентичности (15-21);

7)  Кризис 30 лет;

8)  Кризис середины жизни 40 лет;

9)  Кризис ухода на пенсию;

10)  Кризис смерти

Кроме того, выделяют кризисы: утраты и разлуки; травматические кризисы – насилие, война, болезнь, которые приводят к посттравматическим стрессовым расстройствам.

Что приводит к кризису?

  • Разрушение привычной социальной ситуации и возникновение другой, которая соответствует новому уровню психического и физиологического развития.
  • Оказывают влияние внутренние и внешние факторы: темперамент, характер, физиология, семейная, профессиональная и социальная среда.
  • Способствуют депрессивные состояния и возникающая в связи с этим неудовлетворенность собой.

Под влиянием тех или иных факторов происходят резкие изменения в человеке: меняется его мировоззрение, изменяются его потребности, поведение, стиль жизни, статус в обществе. Личность становится неустойчивой, и даже на слабые раздражители отвечает неоправданно интенсивными откликами.

 Стрессовые факторы в эти периоды оказывают огромное влияние на формирование личности; у кого-то это проходят гладко, а кто-то решается на отчаянный шаг.

Задача самого человека в этот период и того, кто находится рядом: помочь воспринимать себя нового с позитивной точки зрения — легче преодолеть психологические трудности возрастных кризисов.

На встрече подробно были разобраны типичные кризисные ситуации в различные возрастные периоды.

Кризис новорожденности

Первый сложный период адаптации младенца к окружающей среде преодолевается:

  • установкой взаимоотношений «мать – дитя», возможностью общения с ребенком во время беременности.
  • В результате возникает привязанность друг к другу, развиваются положительных эмоциональных связи, что помогает адаптироваться новорожденному к новым условиям жизни.

Кризис одного года

В возрасте 1-го года ребенок уже осваивает ходьбу, активно исследует мир, налицо всплеск самостоятельности.

Появляются новые аффекты -  упрямство, непослушание, настырность. Он встречается с ограничениями («нельзя» или «нет»).

Как помочь преодолеть трудности на данном этапе его жизненного пути?

  • В первую очередь, необходимо предоставить ему возможность самостоятельности в безопасных пределах.
  • А взрослым - проявить терпение и выдержку в общении с ребенком.

Кризис трёх лет

В 3 года у ребенка развита инициативность, он уже осознает чувство вины. Появляется понятие в различиях между «хочу» и «должен». Возникает негативизм, упрямство, своеволие, конфликт с окружающими, деспотизм по отношению к братьям и сёстрам.

  • Взрослые должны объяснить ребенку, что для его же блага, существует определенная система запретов на те или иные действия и поступки.
  • И в то же время надо предоставить ему «свое личное пространство» для самореализации.

Так, например, игра, с правилами и нормами, служит пространством, где он может развивать свою независимость и пробовать разные роли.

Кризис 7-ми лет

В младшем школьном возрасте ведущая деятельность – учеба. В этот период происходит переоценка ценностей. Ребенок испытывает радость от своих успехов, переживает неудачи. В тоже время возникает чувство неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувство собственной значимости, компетентности, исключительности. Появляются раздражительность, страхи, повышенная тревожность.

Главное здесь:

  • не перегружать дополнительными занятиями.
  • а родителям - больше хвалить.

Это помогает ребенку начать размышлять прежде чем действовать, будет способствовать осознаванию своих действий и их последствий.

Подростковый (пубертатный) кризис

В этот период происходит полная перестройка организма, начинается половое влечение и связанные с ним переживания. Возникает стремление стать самостоятельным и равноправным членом взрослого общества. Однако, подросток осознает, что социально остаётся ещё школьником. Вследствие этого случаются конфликты со взрослыми, зачастую снижается успеваемость. Появляются элементы рискованного поведения: побеги, вандализм, жестокость; усиливается риск негативных зависимостей: алкоголь, наркотики, токсические вещества.

  • В данной ситуации необходимо с подростком общаться как со взрослым;
  • принимать его недостатки и достоинства;
  • стараться быть ему другом.

В своем выступлении докладчиком был сделан акцент на тех ошибках, которые совершают порой родители в семье по отношению к своим детям.

Формы неадекватного семейного воспитания

  • Гиперпротекция доминирующая – чрезмерная забота, повышенное внимание к ребенку, мелочный контроль.
  • Гиперпротекция потворствующая – воспитание по типу «кумира семьи», немедленное удовлетворение любых требований ребенка.
  • Возложение на ребенка повышенной моральной ответственности.
  • Гипопротекция (со стороны одного из родителей) – невнимание, равнодушие.
  • Неустойчивый стиль воспитания – чрезмерная придирчивость в мелочах чередуется с безразличием к проблемам ребенка.
  • Гипоопека - отвержение, жестокость со стороны родственников.

Немаловажное значение по сравнению с детским возрастом имеет период взросления, становления личности, а также и последующие этапы жизни человека.

Кризис идентичности 17-ти лет (15-20)

Центральное место в этом жизненном периоде человека занимает самоопределение: профессиональное, личностное, половое, мировоззренческое, поиск себя.

Резкая смена образа жизни, включение подростков в новые виды деятельности, расширение общения с новыми людьми вызывают у них значительную напряженность. Может начаться обострение хронических заболеваний.

Помогают адаптироваться в новой жизненной ситуации в основном два фактора:

  • поддержка семьи;
  • развитие чувства уверенности в себе, чувства компетентности.

В преодолении этого периода происходит стабилизации личности. Человек находит себя. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и осознается свое место в нем, формируется мировоззрение.

Четыре задачи взросления мужчины

  1. увязать мечты о достижениях и реальность (беспочвенные фантазии и совершенно недостижимые цели, а также и полное отсутствие мечты не способствуют взрослению);
  2. найти наставника, чтобы осуществить переход от отношений родитель-ребенок к отношениям в мире взрослых сверстников;
  3. выстроить себе карьеру;
  4. наладить отношения с женой, которая поможет ему вступить во взрослый мир, будет поощрять его надежды, терпеть его зависимое поведение и другие недостатки и способствовать осуществлению мечты, воспринимать как героя.

Основная задача этого этапа жизненного пути - борьба за экономическую самостоятельность: социальное признание, самореализация.

Кризис 30-ти лет

Для самореализации и устойчивого положения в обществе в данной возрастной категории важна любовь, сохранение интимности семейных отношений, успех или неуспех решения основных задач взросления.

В этот период возникает переоценка ценностей, пересмотр собственной личности, собственной семейной жизни. Возможно изменение представлений о своей жизни, иногда полная утрата интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушение прежнего образа жизни.

 Взрослость

умение брать на себя ответственность

  • стремление к власти и организаторские способности;
  • способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;
  • уверенность в себе и целеустремленность;
  • склонность к философским обобщениям;
  • защита системы собственных принципов и жизненных ценностей;
  • способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли;
  • формирование индивидуального жизненного стиля;
  • стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению;
  • реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни;
  • стабилизация системы социальных ролей и др.

Кризис середины жизни – 40 лет

В середине жизни человек размышляет о созидательной стороне своего бытия: продуктивность или застой. В кризисе сорока лет ему приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел. Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, реализацией планов. Возникают проблемы в профессиональной деятельности. Могут быть обострения отношений в семье, потеря близких людей, «вылет детей из гнезда», утрата непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них. Формируется окончательное осознание характера супружеских отношений.

С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

 Поздняя зрелость (44 – 60 лет)

Возникает основной вопрос: «Каковы мои реальные задачи в жизни?»

В этом возрасте уже сформировалась привязанность к определенной деятельности, определенным ценностям и ориентациям. Утвердилась потребность в самореализации, созидании и передаче наследства.

 

Деструктивные моменты развития в зрелом возрасте

  • Профессиональная деформация, как результат глубокой специализации в профессиональной сфере;
  • закрепились профессиональные стереотипы и установки;
  • возникло ограничение сферы своих познаний профессиональными обязанностями.

Кризис поздней зрелости (уход на пенсию)

Для этого возраста наиболее характерны:

  • противоречие между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью;
  • снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма;
  • нарушение привычного режима и уклада жизни;
  • заметное ухудшение общего физического и психического состояния;
  • ухудшение материального положения, иногда более уединенный образ жизни;
  • кризис может осложниться смертью супруга (супруги), утратой некоторых близких друзей.

Основная проблема – одиночество.

Проблемы старости –  пожилой возраст, старческий возраст и долгожители

Ведущая деятельность этой возрастной категории - обретение мудрости.

Задача: стремление интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни.

В этом возрасте снижается способность справляться со сложными жизненными ситуациями, требующими скорости принятия решений, имеется привязанность к прошлому, беспричинная грусть, депрессивность, но несмотря на это, у человека сохраняется смысловая память. В этот период жизни очень важна оберегающая и стимулирующая среда для сохранения мотивации посильных форм самостоятельного поведения. Помогает поддержать жизненный уровень позитивная роль семейных отношений, стремление поддерживать физическое здоровье на приемлемом уровне. 

Необходимо знать, что интенсивность старения интеллектуальных функций зависит от:

  • одаренности человека (внутренний фактор);
  • образования (внешний фактор);
  • образа жизни.

Возрастные особенности интеллекта

  • Становление целостной функциональной основы интеллектуальной деятельности человека происходит до 35–летнего возраста.
  • В 35–46 лет наряду с ростом интеллектуальной активности и продуктивности в привычной профессиональной деятельности, возможности освоения новых областей знаний затруднены.
  • Снижение когнитивных (познавательных) функций мозга в период старения (в 60 лет у мужчин, в 55 лет – у женщин).

В конце встречи Николай Николаевич ответил на многочисленные вопросы слушателей и на конкретных примерах разобрал наиболее сложные варианты конфликтных ситуаций в семье.

Сегодня, как и во времена глубокой древности поучительны для нас слова святоотеческий писаний:  

«Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов». Гал.6:2

Один недостаток имеешь ты, а другого не имеешь. Он же, напротив, не имеет недостатка, какой имеешь ты, но имеет другой. Ты перенеси его недостаток, а он пусть переносит твой. Таким образом исполняется закон любви. Ибо любовь назвал Апостол законом Христовым. Христовы эти слова: 

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13:34).

(Толкование на послание к Галатам Блаженный Феодорит Кирский)

Корреспондент ОПВ Татьяна Жаркова

Фото с сайтов  http://www.psychologos.ru/http://www.b17.ru/

 

Вернуться к списку событий и новостей