Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

Приглашаем 9 августа в 10.00 на праздничную Божественную литургию, посвященную дню памяти св. великомученика Пантелеимона

Подробнее

22.05.2015

 12 мая 2015 года в Первом Санкт-Петербургском государственном медицинском университете им. акад. И. П. Павлова состоялась конференция, «Подвиг врачей в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Впервые заседание было подготовлено Обществом православных врачей Санкт-Петербурга совместно с представителями Православного военно-медицинского общества имени царского лейб-медика Евгения Сергеевича Боткина, который создан в марте 2015 г. в Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии.

  Участники конференции - курсанты Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова  с благочинным Выборгского округа Санкт-Петербургской епархии протоиереем Александром Будниковым и председателем Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) протоиереем Сергием Филимоновым. 

  «РОЛЬ ЦЕРКВИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945гг.»  тема доклада, с которым выступил благочинный Выборгского округа Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма св. Пророка Илии на Пороховых протоиерей Александр Будников.

  В своем выступлении о. Александр рассказал об  истории Русской православной церкви в один из самых трудных периодов её жизни.

В результате большевистского переворота в России начались небывалые гонения на Православную церковь. Были удалены со своих кафедр митрополиты Московский — Макарий (Невский), и Санкт-Петербургский — Питирим (Окнов). Управляющим Петроградской епархией в августе 1917 года был избран архиепископ Вениамин (Казанский), зверски замученный и расстрелянный большевиками в 1922 году, ныне причисленный к лику святых.

В ноябре 1917 года был созван Всероссийский Церковный Собор. Не все иерархи могли съехаться на Собор и принять в нем участие. Собор, тем не менее, выполнил свою задачу: на патриарший престол был избран бывший архиепископ Виленский Тихон (Беллавин).

Гонения на Церковь и духовенство продолжались. Вскоре после восстановления патриаршества начались казни иерархов, поражающие своей  жестокостью. На руку гонителям играли церковные расколы, которые инициировались советской властью. В этот же период 20-х годов начался голод, вызванный неурожаем  и усугубившийся изъятием большевиками продовольствия у крестьян. Церковь незамедлительно начала вести сбор в помощь голодающим. Однако большевики все равно обвиняли священнослужителей в утаивании ими  церковных ценностей. В Петрограде даже состоялся показательный процесс по делу митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского), которого обвинили в сопротивлении изъятию церковных ценностей и в участии в контрреволюционном заговоре против советской власти. Владыка  и трое его помощников были расстреляны в августе 1922 года. Началось циничное ограбление храмов, осквернение мощей.

В этом же  году состоялся показательный суд по делу Патриарха Тихона. Протоиерей Александр Введенский обвинял Патриарха в церковной разрухе и потребовал, чтобы он отказался от своих полномочий. Возникла обновленческая церковь. Староцерковники во главе с патриархом Тихоном объявлялись вне закона.

По инициативе советской власти был создан «Союз воинствующих безбожников», который возглавил Емельян Ярославский (Миней Израилевич Губельман), ставивший своей целью борьбу с религией во всех её проявлениях.

После кончины (1925 г.) Патриарха Тихона во главе Русской православной церкви не было патриарха в течение 18 лет. Обязанности местоблюстителя в это время исполнял митрополит Крутицкий Пётр (Полянский), а с 1937 года Патриаршим Местоблюстителем стал митрополит Сергий (Страгородский).

1937 год — самый ужасающий период в истории русской церкви. Было закрыто 80 тыс. храмов, свыше 110 тыс. священнослужителей расстреляно. И, тем не менее, по Всероссийской переписи населения 1937 года 1/3 горожан и 2/3 селян назвали себя православными.

К началу Великой Отечественной войны на свободе оставалось всего 300 священников, сохранилось лишь 370 храмов и служили только несколько митрополитов: глава Церкви — митрополит Московский Сергий (Страгородский), архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич), митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) и архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский). Были ликвидированы все духовные учебные заведения. В Ленинграде оставалось только 10 действующих храмов, а в Москве открытыми были 30 храмов.

За первые 5 месяцев войны немцы дошли до Москвы; 70 млн. чел. оказались в оккупации. По инициативе местных жителей на оккупированной территории стали открываться храмы.

Большую роль в сплочении населения на занятой врагом русской земле сыграла Псковская православная миссия, созданная по благословению митрополита Виленского и Литовского, Экзарха Латвии и Эстонии Сергия (Воскресенского), возглавлявшего в годы гитлеровской оккупации православную общину Литвы. В это время было открыто 450 храмов, при которых создавались воскресные школы, вновь открывались духовные училища. Церковь помогала нашим военнопленным, от которых советская власть отказалась. На средства «Псковской миссии» печатались духовные книги, календари.

Церковь не оставалась в стороне от защиты своего народа. По призыву Церкви прихожане стали собирать средства в Фонд обороны. В результате была создана танковая колонна «Дмитрий Донской», состоящая из 40 машин, и воздушные эскадрильи «Александр Невский» и «За Родину»; в Фонд обороны перечислено 300 миллионов рублей, собранные верующими.

Сдвиги в положении Церкви в СССР произошли после встречи 4 сентября 1943 г. в Кремле генералиссимуса Сталина с тремя митрополитами - местоблюстителем Сергием (Страгородским), Ленинградским митрополитом Алексием (Симанским) и бывшим экзархом Украины митрополитом Киевским и Галицким Николаем (Ярушевичем).

 Основной причиной встречи для Сталина стала необходимость в открытии второго фронта, и стремление показать Западу, что в России нет гонения на верующих. Вскоре, 8 сентября 1943 года, в Москве был созван Поместный Собор, в котором участвовало 19 архиереев всех рангов. Митрополит Сергий Страгородский был избран Патриархом.


Второй доклад на тему: «ЧУДЕСА БОЖИИ ПРИ СОХРАНЕНИИ ЖИЗНИ ВОИНОВ И СОХРАНЕНИИ ЖИЗНИ РАНЕНЫХ СОЛДАТ»подготовленный полковником мед. службы, начальником кафедры факультетской  терапии Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова, д.м.н., проф. Тыренко Вадимом Витальевичем и подполковником мед. службы, помощником начальника клиники факультетской терапии ВМА им. С. М. Кирова к.м.н. Игнатьевым Сергеем Борисовичем, был представлен к.м.н. Игнатьевым С.Б.

 Многие люди хотели бы, чтобы в их жизни случилось что-нибудь чудесное, но чудо происходит только там, где в этом есть острая нужда. Во время войны происходили чудеса Божии, однако,  рассказывать о них или просто поделиться с кем бы то ни было о случившемся в советское время, было смертельно опасно.

И, тем не менее, люди знали о явлении Спасителя некоему монаху Валаамского монастыря. Спаситель предрекал победу России в войне.

Прозвучал рассказ о спасении святителем Николаем Чудотворцем военного летчика, катапультировавшегося в Баренцево море из подбитого самолета.

Слушатели узнали о Божьем зароке рядового Ивана Воронова, мысленного пообещавшего Богородице, в случае его спасения в смертельном бою, посвятить свою жизнь Богу. Так потом и случилось в жизни настоятеля Псково-Печерского монастыря архимандрита Алипия (Воронова) (1914-1975).


6 мая 2015 года, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, в преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после совершения праздничной  Литургии сказал:«Победа в Великой Отечественной войне — это Божие чудо. С человеческой точки зрения невозможно до конца объяснить эту победу. И Церковь, которая взирает на историю человечества сквозь призму религиозного восприятия жизни, свидетельствует о том, что победа в Великой Отечественной войне была Божиим чудом. Но чудеса никогда не совершаются на ровном месте. 

Никогда бы и этого чуда не произошло, если бы миллионы человеческих жизней не были отданы за победу, если бы весь наш народ не напрягся, отдавая последние силы для того, чтобы победить врага. И мы его по милости Божией победили».

Интерес присутствующих вызвал подробный рассказ о чуде в белорусской деревне Рожковка, Брестского района, жители которой сотрудничали с партизанами. Божиим чудом они избежали массового расстрела по причине явления на небе образа Богоматери с младенцем немецкому офицеру, руководившему казнью. Свидетелями этого Чуда были и многие селяне. Спасенные жители Рожковки  построили церковь, а немецкий офицер, отменивший  расстрел, подарил новому деревенскому храму икону Божией Матери. Образ Богоматери был  назван «Рожковская спасительница».

  Курсант 3 курса факультета подготовки врачей для Военно-морского флота Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова Александр Рыбаков выступил с докладом:

«ПОДВИГ ВРАЧЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 гг.» 

В 1941 г. в передовой статье газеты «Правда» было опубликовано обращение к медицинским работникам: «Каждый возвращенный в строй воин – это наша победа. Это – победа советской медицинской науки.  Это – победа воинской части, в ряды которой вернулся старый, уже закаленный в сражениях воин».

Во время Великой Отечественной войны в составе военно-медицинской службы трудилось свыше 200 тысяч врачей и около 500 тысяч медицинских работников со средним специальным образованием.  Среди военных врачей было более 300 академиков, заслуженных деятелей науки и профессоров, около 3000 докторов и кандидатов наук, которые принимали непосредственное участие в медицинском обеспечении войск действующей армии.

Обучение врачей для военно-медицинской службы происходило в Ленинградской Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, эвакуированной в начале войны в город Куйбышев, и на военных кафедрах медицинских институтов. Только в стенах ВМА были подготовлены и направлены на фронт 1829 военврачей. При этом в 1941 г. в Академии было произведено два досрочных выпуска. 532 воспитанника и работника академии погибли в боях за Родину.

Успех работы военных медиков во время войны был достигнут благодаря разработанной системе этапного лечения раненых и больных. В разработке этой системы имели значение труды Н.И. Пирогова, В.А. Оппеля, Б.К. Леонардова. В практической ее реализации решающую роль сыграл начальник главного военно-санитарного управления Ефим Иванович Смирнов, который творчески применил её основные положения на арене военных действий.

Среди выдающихся врачей, проявивших незаурядные способности в военное время, следует выделить выдающуюся личность - епископа Луку – профессора-хирурга Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого. По его обращению к Председателю Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинину он был возвращен из ссылки, где находился по ложному обвинению в измене Родине, и в октябре 1941 года назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя №1515. По окончанию войны владыка Лука был награжден медалью «За добросовестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945 годов». А за разработку хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений Святитель Лука получил Сталинскую премию 1-й степени, которую отдал в помощь сиротам воинов, павших в войне. В 2000 году Архиерейским Собором Русской православной церкви прославлен как исповедник  в сонме новомучеников и исповедников Российских. 

В военное время известными на всю страну хирургами Н.Н. Бурденко, С.С. Юдиным, А.В. Вишневским решались такие важные проблемы, как ранняя транспортная иммобилизация, проведение новокаиновых блокад, применение сульфамидных препаратов и антибиотиков. Были достигнуты серьезные успехи в лечении инфекционных больных. Деятельность медиков в годы Великой Отечественной войны была высоко оценена на правительственном уровне. Более 116 тыс. человек личного состава военно-медицинской службы и 30 тыс. тружеников гражданского здравоохранения в годы войны были награждены орденами и медалями СССР. 42 медицинских работника удостоены высшей степени отличия – звания Героя Советского Союза.

Известный полководец маршал Советского Союза Иван Христофорович Баграмян после войны писал: «То, что сделано советской военной медициной в годы минувшей войны, по всей справедливости может быть названо подвигом».

 По окончании Конференции главный редактор журнала «Церковь и Медицина» профессор, доктор медицинских наук, кандидат богословских наук, протоиерей Сергий Филимонов, председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга, вручил докладчикам в подарок свежий экземпляр журнала «Церковь и Медицина».

Были поощрены и студенты Санкт-Петербургского Государственного Педиатрического медицинского университета, выступавшие с докладами на прошлой Конференции, посвященной врачам-участникам Первой мировой войны. Их доклады опубликованы в первом номере журнала за 2015 год во вновь открытой рубрике «Студенческая трибуна».

 

Член правления Общества православных врачей Санкт-Петербурга
им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого)
Николай Федорович Жарков

Вернуться к списку событий и новостей