Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

9 апреля 2024 г. состоялось заседание № 152 ОПВ Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) «Современные проблемы слабослышащих больных. Лаборатория слуха и речи»

Подробнее

все События и новости

Этот праздник отмечается ежегодно в последнее воскресенье сентября, был учрежден в 1951 году, в честь создания Всемирной федерации глухонемых (World Federation of the Deaf, WFD). Он завершает последнюю полную неделю сентября, которая отмечается как Международная неделя глухих (International Week of the Deaf). 

Цель Дня — повышение информированности международного сообщества о проблемах, с которыми ежедневно сталкиваются глухие люди. 

Наш мир прекрасен, не правда ли? И Господь одарил нас пятью органами чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, чтобы мы могли созерцать красоту окружающего мира. Но, к сожалению, не у всех людей они работают в полной мере. Сегодня поговорим о слухе. 


Строение органа слуха 

Орган слуха у человека представлен ухом, в котором различают три отдела: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. 

  • Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Ушная раковина направляет звуковые колебания воздуха в наружный слуховой проход, который заканчивается туго натянутой барабанной перепонкой. Она отделяет наружное ухо от среднего. 
  • Полость среднего уха соединена слуховой трубой с носоглоткой. Это соединение обеспечивает выравнивание давления воздуха на барабанную перепонку со стороны полости среднего уха с атмосферным давлением. 
  • В среднем ухе расположены три последовательно соединенные друг с другом слуховые косточки. Они передают колебания барабанной перепонки к эластичной перепонке, затягивающей овальное окно внутреннего уха. 
  • Внутреннее ухо расположено в пирамиде височной кости и представляет собой систему полостей и извитых канальцев – лабиринт. Различают костный и перепончатый лабиринт. Функцию слуха в лабиринте выполняет только спирально завитая улитка, в которой находятся слуховые рецепторы. Другая часть лабиринта, состоящая из полукружных каналов, относится к органу равновесия. 

 

Причины потери слуха и глухоты 

Врожденные причины приводят к потере слуха, имеющейся при рождении или приобретенной вскоре после рождения. 

Потеря слуха может быть вызвана наследственными и ненаследственными генетическими факторами или некоторыми осложнениями во время беременности и родов, включая следующие: 

  • краснуха, сифилис и некоторые другие инфекции матери во время беременности; 
  • низкая масса тела при рождении; 
  • асфиксия при рождении (недостаток кислорода во время родов); 
  • ненадлежащее употребление лекарственных средств (таких как аминогликозиды, цитотоксические препараты, противомалярийные лекарства и диуретики) во время беременности;  тяжелая желтуха в неонатальный период, которая может приводить к поражению слухового нерва новорожденного ребенка. 
 

Приобретенные причины приводят к потере слуха в любом возрасте

  • инфекционные заболевания, включая менингит, корь и свинку; 
  • хроническая инфекция ушей; 
  • скопление жидкости в ухе (средний отит); 
  • использование некоторых лекарственных средств, таких как препараты, применяемые для лечения неонатальных инфекций, малярии, лекарственно устойчивого туберкулеза и онкологических заболеваний; 
  • травмы головы или уха;  чрезмерный шум, в том числе на рабочих местах, например от оборудования или взрывов; 
  • рекреационное воздействие громких звуков, например во время использования персональных аудиоустройств при высоких уровнях громкости и в течение продолжительных периодов времени и регулярное посещение концертов, ночных клубов, баров и спортивных мероприятий. 
  • старение, в частности из-за дегенерации сенсорных клеток; 
  • ушная сера или инородные предметы, блокирующие наружный слуховой проход. 
  • Хронический средний отит является распространенной причиной потери слуха среди детей. 


Статиcтика 

  • Примерно 10% всего населения планеты имеют те или иные нарушения слуха. 
  • По оценкам, 500 миллионов человек во всем мире страдают глухотой или имеют проблемы со слухом. 
  • Четвертая часть всех нарушений слуха начинается в детстве 
  • На 1000 новорожденных 3-4 рождаются с проблемами слуха 
  • 50% случаев врожденных тугоухих и глухих детей из-за генетического фактора 
  • Всего в России около 90000 глухонемых, что составляет 112 человек на 100000 жителей, в мире на 100000 жителей это соотношение колеблется от 18 человек в Австралии до 380 в Аргентине. 
  • Среди родителей глухих детей 70% слышащих и, соответственно, 30% - неслышащих родителей. 

Не верьте в тот миф, что глухие замкнуты и необщительны. Десятки замечательных и великих личностей были глухими. 
Пьер де Ронсар — поэт эпохи Возрождения, которого называли «принцем французских поэтов», был прекрасным фехтовальщиком и танцовщиком. В историю вошла его замечательная фраза «С плохим слухом во дворце делать нечего». 

История знает и другие великие имена. Виктор Гюго — автор «Собора Парижской Богоматери». Людвиг Ван Бетховен — величайший композитор. Антонио Станьоли — один из итальянских художников. Клод-Андре Десен — французский скульптор. Жан-Жак Руссо — французский философ и писатель. 

На планете 2500 языков. Но есть и еще одна форма общения, в последнее время все больше и больше интересующая ученых, — язык взгляда и жестов. 
Всемирная федерация глухих (ВФГ), которая сегодня объединяет 132 национальные организации всех пяти континентов, в 1950-е годы для обслуживания международных мероприятий глухих, то есть конгрессов, симпозиумов, конференций, в том числе и спортивных, разработала Жестуно — систему жестов. 
В 1760 году аббат де Л’Эпе (Charles-Michel de l'Épée) основал первую школу во Франции — Парижский институт глухих (Institut National de Jeunes Sourds de Paris). Аббат был основоположником мимического метода, большим сторонником жестового языка. 

Во многих регионах России работают дошкольные и средние образовательные учреждения для детей с нарушениями слуха, а в некоторых есть средние специальные и высшие учебные заведения, где дети с нарушением слуха могут продолжить образование. Также поддержкой таких людей занимается Всероссийское общество глухих (ВОГ), которое с 1955 года является членом Всемирной федерации глухих. ВОГ ведет свою работу с 1926 года, объединяет более 100 тысяч членов, имеет 79 региональных и более 800 местных отделений на всей территории Российской Федерации. ВОГ, как и сама Всемирная федерация глухих, делает акцент на соблюдение прав людей с нарушениями слуха, их социальную реабилитацию и интеграцию в современное общество, повышение уровня их образования, а также доступность к информационным технологиям и услугам. 

Напомним, что 3 марта отмечается Международный день охраны здоровья уха и слуха.

В России есть профессиональный праздник — День сурдопереводчика, отмечаемый ежегодно 31 октября. 

http://www.calend.ru/holidays/0/0/75/ 
http://uho.com.ua/ru/statistics 
http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs300/ru/ 
http://blgy.ru/biology8/ear 

Вернуться к списку событий и новостей