Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

9 апреля 2024 г. состоялось заседание № 152 ОПВ Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) «Современные проблемы слабослышащих больных. Лаборатория слуха и речи»

Подробнее

все События и новости

24 февраля 2016 года - священник Игорь Илюшин параллельно с преподаванием электронного курса РХГА «Реабилитация зависимых от психоактивных веществ и утверждение в трезвости» провел на приходе, с братством трезвости очередную беседу по теме: «Опыт Церкви в сфере реабилитации людей, зависимых от ПАВ и членов их семей».

Братству предложено изучение фрагментов  ИЗ КНИГИ Р.ПРИЩЕНКО "АЗБУКА ПОМОЩИ НАРКОЗАВИСИМЫМ: ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД”(М.; 2014)

 

ГЛАВА II. ОСНОВАНИЕ ПОМОЩИ

«Христианство не в молчаливом убеждении, но в величии дела».
 
Священномученик Игнатий Богоносец

1. ТОРЖЕСТВО ЛЮБВИ

В христианстве существует единственная норма отношения к ближнему: любовь. Здесь мы будем говорить о евангельской любви в ее основном значении, свободном от смыслов и наслоений суетного мира, когда под любовью могут пониматься ее суррогаты или искажения (например, себялюбие или толерантность, плотское влечение или душевное пристрастие и пр.).

Любовь безгранична. Применительно к человеческой жизни это означает, что любовь должна простираться на всех без исключения, даже на врагов (Ин. 15: 13, Мф. 5: 44), и в этом нoвизна евангельского образа любви, в отличие от ветхозаветного (Мф. 5: 42-45).

Любовь жертвенна: «Нет больше той любви, когда кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15: 13). Зримый образец жерт- венной любви явил Господь в Своей крестной смерти.

И в этом еще одна особенность любви - непостижимость для разума: отдать свою душу (т.е. жизнь).

Есть некие признаки, которые говорят о возрастании человека в любви: люди перестают быть средством, а становятся целью, появ- ляется готовность к служению, «круг» любви с близких постепен- но переходит на знакомых, затем на остальных людей, появляется любовь к малой родине, к Земле (что связано с расширением серд- ца человека), появляется горячая и живая молитва за ближних.

В возрастании любви - и к Богу, и к людям - человек проходит определенные этапы.

По отношению к Богу можно, опираясь на святителя Василия Великого и авву Дорофея, выделить три степени возрастания любви: рабство, наемничество и сыновство. Раб подчиняется и благоугождает Богу из-за страха наказания, из-за боязни муки. Наемник - ради собственной пользы, как бы работает Богу за плату. А сыном руководит лишь любовь к Отцу: он не боится быть наказанным и не ищет своего. Это совершенная степень любви к Господу, она не имеет ни страха, ни корысти, что подтвержда- ется словами апостола Иоанна Богослова: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4: 18). Каждый человек должен стремиться пройти этот путь, правда, не каждому дано достигнуть самой высокой степени любви.

2. ХРИСTИАНСКИЙOБРАЗ МИЛОСЕРДИЯ

Когда апостол Павел говорит о свойствах любви, одним из первых он называет милосердие. Само это слово состоит из двух слов: милующее сердце. В милующем сердце нет и не может быть места мифам и предубеждениям, стереотипам и предрассуд- кам, ему чужд ветхозаветный принцип «око за око, зуб за зуб» (Мф. 5: 38).

Что есть сердце милующее? «Сердце милующее - это го- рение сердца о всем творении: о людях, птицах, животных, [даже] о демонах и всяком создании Божием... От сильной жалости умиляется сердце [человека], и не может он слы- шать или видеть какого-либо вреда или малой печали, пре- терпеваемой тварью. А посему и о бессловесных, и о вра- гах истины, и о делающих ему вред он постоянно молится, чтобы сохранились и были помилованы». (Преподобный Исаак Сирин.)

Как мы можем научиться милосердию? Т.к. милосердие, в первую очередь, это дела веры, легче всего научиться ему через примеры других. Получить же навык милосердия можно совершая собственные поступки. Поступки эти могут быть как материаль- ными (накормить голодного, напоить жаждущего, одеть раздетого, принять странника, посетить больного и помочь его выздоровле- нию или христианскому приготовлению к смерти), так и духов- ными (словом и примером обратить грешника с ложного пути, не- знающего научить истине и добру, дать совет ближнему в трудной ситуации, утешить печального, не воздавать злом за зло, прощать обидчиков и врагов, молиться за живых и мертвых и т.д.). Конеч- но же, здесь невозможно перечислить все многообразие человече- ских нужд, скорбей и ситуаций, которые требуют нашей помощи.

Евангелие хранит бесценные примеры милосердия, главные из которых, конечно же, являет нам Христос - делами, заповедями, советами, всей Своей жизнью. Во Христе мы зрим образ воплощенного милосердия и благодаря этому можем рассма- тривать реальность милосердия и в человеческих отношениях. Но Христос и специально объяснял ученикам, что значит милосердие - например, в притчах о блудном сыне (Лк. 15: 1-11), о милосердном самарянине (Лк. 10: 29-37) и об утраченной овце (Лк. 15: 4-6). И из притч этих становится ясно, что милосердие превыше справедливости (притча о блудном сыне), превыше национальных, религиозных и социальных различий (притча о милосердном самарянине).

Жизнь святых угодников Божиих, которые шли за Христом, также дает нам яркие примеры милосердия. В нашей Церкви есть святые, которых стяжали святость именно своим милосердием: святитель Николай Мирликийский, святитель Вонифатий Ферентийский Милостивый, святой праведный Филарет Милостивый, святой Павлин Милостивый, святой Иоанн Милостивый и многие, многие другие. Есть они и в истории России. Особенно ярки проявления христианского милосердия в моменты национальных бед и кризисов, когда нужно спасать других от голода, холода, нападений и других лишений.

И сейчас вокруг нас тоже есть люди, которые могут увлекать своим примером, вдохновлять самоотверженностью и духом любви. Так что учителей и наставников в делах милосердия, ува- жаемый читатель, у нас необычайно много - и в Церкви Небесной (пророки и апостолы, мученики и святители, преподобные и блаженные), и в земной.

Мы уже знаем, что одна из особенностей христианской любви в том, что она простирается на всех без исключения. Однако на деле это чрезвычайно трудно, это - подвиг. Понятнее и проще любить близких, ближних.

3. СЛУЖЕНИЕ  БЛИЖНЕМУ - ЖИВАЯ ПРАКТИКА ЛЮБВИ

Ближний - это наш «путь» к Божественной любви. Ближний - наш значимый и неотъемлемый помощник и посредник в деле спасения, в деле обретения и умножения любви. И его близость нам и стремление помогать не должно зависеть от наличия родственных связей или особой расположенности, сердце должно быть готово откликнуться для каждого нуждающегося. Разве у милосердного самарянина было особое расположение к избитому человеку, разве поэтому он откликнулся на его боль и помог ему?

Если помогающий будет правильно понимать суть и цель своего служения, это станет твердым основанием его деятельности. Тогда внешние дела будут диктоваться правильным внутренним настроем и соответствовать ему. Ведь иначе служение может, как минимум, превратиться в обычную работу, зарабатывание денег или реализацию своих амбиций, а максимум - привести к утрате смысла жизни. Поэтому так важно для помогающих самона- блюдение, выявление собственных мотивов и соотношение их с мотивами евангельскими, потому что всегда существует опас- ность искажения сути служения или ее подмена. Что толку, если мы будем вовлечены в процесс помощи, но стремимся при этом к власти, обогащению, славе? Можно ли будет в этом случае в полном смысле слова сказать о нас, что мы - помогающие?

Также важно помнить, что все наше служение - это служение че- рез ближнего Христу. Мы помним из Евангелия, Кого мы в действи- тельности одеваем, кормим, посещаем в темницах (см. Мф. 25: 45). Священник Николай Абрамов так комментирует это место: «По мысли Христа, Он таинственно присутствует со всяким нуждаю- щимся человеком этого мира. Когда оказывается милость ис- тинно нуждающемуся, она оказывается Христу, когда мы кем-то пренебрегаем, мы пренебрегаем Самим Христом. Это слово Хри- ста придает известное духовное напряжение, казалось бы, обык- новенному, обыденному социальному служению, и всякое наше дело милосердия вдруг приобретает вселенское значение, чрез которое проходит нерв Божественного внимания. Служа ближ- нему своему, христианин служит Самому Богу».

Христианское служение - это своего рода миссия, живая про- поведь православной веры. Поэтому умножение числа людей, которых наше служение привело на спасительный путь веры, - это тоже свидетельство успешности нашего служения.

Еще один плод и признак того, что служение ладится, - польза для окружающих и возрастание общего блага. В нашем случае это означает, что подопечные освобождаются от зависимости, становятся на путь покаяния, женятся и выходят замуж, растят детей, приобретают профессии, занимаются творчеством и слу- жением, становятся полноценными членами общества.

Подводя итог, можно сказать, что служение христианина-по- могающего отличается от обычной деятельности особым вну- тренним содержанием, которое пронизано евангельскими смыс- лами и движимо силой христианской любви. Эта наполненность служения настолько притягательна, что еще Тертуллиан заме- тил: язычников больше всего впечатляло именно диаконическое служение христианских общин. А Григорий Богослов, говоря о милосердном служении как выражении высокого предназначе- ния человека, лаконично и парадоксально сформулировал свою мысль так: «Будь для несчастного Богом».

ГЛАВА IV. О ПОМОГАЮЩЕМ

1. ПОМОГАЮЩИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОМОЩИ

Любое взаимодействие начинается с встречи. Т.к. в нашем случае речь идет о встрече, от которой может зависеть жизнь другого, то эта встреча - особенная. Это не просто запланиро- ванное и одномоментное мероприятие, это - со-бытие, готов- ность к участию в жизни другого. Я бы даже рискнул написать ее с большой буквы: Встреча. Если нет Встречи, то нет и помощи.

Готовность к встрече - это состояние нашего сердца, предпо- лагающее открытость и решимость впустить в свою жизнь того, кто нуждается в помощи, чтобы поделиться своим временем, силами, знаниями, милостью (не собой!). Священник Андрей Лоргус представляет готовность к встрече как «пребывание в состоянии трезвения: внимание и охранение себя от раздражения, рассеянности и эгоизма».

Готовность к встрече можно и нужно понимать как созревшее, испытанное намерение идти по пути помощи, быть способным замечать тех, кому она нужна, признак возрастания любви в человеке.

Обычно важной встрече предшествует подготовка. У такой подготовки есть практические основания: компетентность и квалифицированность. Но помимо этого нужна также трезвая оценка собственных ресурсов для избрания должной меры подвига. Нужно некое испытание себя, всматривание в себя и в другого, особенно если мир этого другого в чем-то пугающе непонятен - как, например, мир наркозависимого человека. В этом процессе, как мне кажется, здоровое сомнение не помешает. Обладаю ли я достаточным здоровьем для исполнения служения, необходимым уровнем личностной зрелости и знаний, готовностью к диалогу и к тому, чтобы брать на себя ответственность? Каковы мои мотивы?

«Неосознанная мотивация сильно затрудняет жизнь, т.к. часто идет вразрез с нуждами и смыслом самой деятельности. Если, скажем, неосознанный мотив оказания помощи - эгоистический, то люди, которым эта помощь предназначается, становятся объектами. ...Кто поможет осознать истинные мотивы? Священник, профессиональный психолог, более опытный товарищ, а иногда, при условии предельной честности перед самим собой, человек сам признается себе в том, что обманывал и себя, и других», - пишет священник Андрей Лоргус.

Цель подготовки в том, чтобы смочь осознанно принять ответственное решение и сделать произвольный, а не спонтанный выбор: вступать в процесс помощи или не вступать? помогать или не помогать? Попробуй, читатель, прислушаться к себе и осознать вопросы, которые возникают именно у тебя, волнуют именно тебя. Меня, например, в свое время очень сильно волновало вот что: есть ли на это воля Божья? Мое ли это вообще? И есть ли у меня к этому способности? Бог отвечал на эти вопросы через близких людей, которые помогали мне преодолевать сомнения, помогали видеть себя со стороны.

Возможно, в процессе подготовки ты, читатель, обнаружишь в себе желание начать (или продолжить) этот путь и примешь осознанное решение. Тогда необходимо знать о некоторых важных условиях.

Первое условие - призыв. Еще до того, как человек начинает размышлять о возможности помощи другому, задумываясь о выборе, что-то (или Кто-то) его уже подталкивает к таким размышлениям: кого-то исподволь и ненавязчиво, а кого-то явно и мощно. Несомненно, у каждого есть предрасположенность к определенному виду служения: у кого-то замечательный контакт с детьми, кого-то тянет к бездомным или инвалидам, кто-то рвется помогать пожилым людям, а кого-то привлекает служение наркозависимым. Но только лишь предрасположенности, как мне кажется, мало. Предрасположенность - это скорее человеческое, некий задаток, ресурс, естественное склонение доброй воли. Но чтобы реализовать предрасположенность, нужен призыв. И вот призыв - это уже от Господа, его важно не пропустить мимо сердца и не проигнорировать. Ответом человека на этот призыв может стать осознанное принятие, горячий отклик. Конечно, человек свободен и отказаться.

Интересно пишет о призвании в одной из помогающих профессий - педагогике - игумен Георгий Шестун: «Если добродетель, которую вы творите в процессе своей деятельности, открывает ваше сердце действию Божественной благодати, тогда ваша работа становится вашим призванием. ...Не имеющий призвания... сам становится мучеником, а для детей - мучителем».

Это был призыв. «Стояла ранняя осень. Лес, которым окружен наш храм, был невероятно красив: желто-буро-красный естественный ковер, расстилающийся на километры во- круг. На приходе было множество мелких дел, но я не смог удержать себя и решил посвятить несколько часов прогулке по лесу. Чем дальше я уходил в лес, тем тише становилось вокруг и у меня на душе. Время остановилось, а я погрузился в себя, наслаждаясь красотой природы. Вскоре солнце стало клониться на закат, я встряхнулся от осенней тишины леса и решил повернуть назад, к городу. Пройдя несколько шагов, я услышал странный звук, как будто стон. Может, показалось? Я остановился и прислушался. Звук повторился. Осторожно ступая, я двинулся на источник звука и уже через несколько секунд увидел сквозь деревья лежащего на земле человека. Я подошел к нему. Это был мужчина лет тридцати. Он лежал на пожелтевшей листве, его глаза были закрыты, а лицо было белым как мел. В некоторых местах его одежда была мокрой от крови, а неестественное положение рук и правой ноги подсказывало мне, что, скорее всего, они сломаны. Я попытался привести его в чувство, но он находился в состоянии сильного болевого шока и практически не реагировал на мои прикосновения и голос.

Парень выжил. Когда в больнице я беседовал с главврачом, он сказал, что это чудо. Следователь же, вызвав меня для беседы, рассказал, что парень был наркозависимым, а ситуация, в которую он попал, была следствием его попытки обмануть кредиторов. Они-то и вывезли его в лес, рассчитавшись таким образом по долгам. Я навестил его еще раз через несколько дней, но он был в подавленном состоянии и не проявил особого желания общаться. Мы несколько минут помолчали и я, не желая навязываться, простился и ушел.

Через пару недель глубокой ночью меня разбудил телефонный звонок. Звонил приходской сторож. Тревожным, испуганным голосом он сказал, что во время ночного обхода обнаружил в храмовой беседке молодого парня без признаков жизни. Через десять минут я был на месте. У ворот храма стояла машина скорой помощи, милиция еще не приехала. Я подошел к беседке. Возле тела, лежавшего на полу беседки, стоял фельдшер и сторож. «Что случилось?» - спросил я у фельдшера. «Труп, передозировка», - сказал он заспанным голосом.

Через несколько дней после вечерней службы ко мне подошла женщина с заплаканным и скорбным лицом. «Батюшка, я виновата в смерти своего сына», - сказала она и заплакала. Как оказалось, в беседке нашли именно ее сына. Она не вынесла всего ужаса, связанного с употреблением сыном наркотиков, и предложила ему деньги на «золотой» (т.е. последний - примеч. авт.) укол. Он согласился и ушел из жизни.

Эти два случая, которые произошли в течение одного месяца, заставили меня задуматься. Я пришел к выводу, что это - не случайность, что таким образом Бог что-то хочет сказать мне. Чем больше я размышлял над этим, чем больше молился, тем сильнее становилось мое убеждение в том, что это - призыв. Как показало время - я не ошибся». (Из воспоминаний духовника приходского реабили- тационного центра.)

Второе условие - это решимость. О значении ее в устроении жизни по Евангелию, в деле спасения говорил преподобный Серафим Саровский. Попробую проиллюстрировать его мысль простой аналогией. Когда спринтер готовится к забегу, команда «На старт!» - это сигнал к выходу на дистанцию, команда «Внимание!» позволяет собраться морально и телесно, команда «Марш!» - дает возможность для начала осуществления задуманного. И только энергия решимости спринтера делает возможным достижение цели, пронизывая собой весь процесс от начала и до конца. В этом смысле решимость является несгибаемым намерением достичь цели. Решимость - это и отклик человека на призыв, и сила, которая помогает воплотить этот призыв в жизни.

Еще одно условие - внимательность. Это важное в человеческих отношениях качество, которое связано с умением обращать на другого силы своей души, а также быть чутким к ситуации в целом. Святитель Василий Великий говорит об этом так: «Непременно будь ко всем внимательным, приучи себя при пер- вом взгляде на человека всегда от души желать ему добра». Внимательность позволяет проживать каждую встречу «здесь и сей- час» так, как будто она первая и последняя. Внимательность - это основа полноты нашего присутствия во время встречи, когда ни одной секунды, ни одного слова и взгляда не пропадает даром.

Митрополит Антоний Сурожский в книге «Человек перед Богом» приводит притчу, которая объясняет, что такое полнота встречи: «Есть детский рассказ, как мудрецу задали три вопроса: какой самый важный момент в жизни? какой самый важный че- ловек на свете? какой самый важный поступок? Если в три дня не дашь ответ, тебя высекут на площади... Как во всех детских сказках, он ходит туда-сюда, не находя ответа, и, наконец, на- бредает на девчонку, которая сторожит гусей. Та его спрашива- ет: что у тебя такой несчастный вид? Он ей рассказал. - А в чем дело? Очень просто: самый важный момент жизни - теперешний,  потому что прошлого нет, а будущее не пришло. Самый важный на свете человек - тот, с которым ты сейчас находишься, потому что другого нет; а самый важный поступок на свете - сейчас по отношению к этому человеку сделать то, что нужно».

Уже сам навык так поступать или даже желание достичь этого ведет человека к росту личной ответственности и самодисциплины, помогает находиться в контакте с самим собой и с другим человеком, воспитывать свое сердце.

Встреча с другим может стать и осуществлением наших чаяний в ответ на молитвенные просьбы к Богу - как материальные, так и духовные. Ведь Господь часто посылает свои ответы и благо- словения через людей. Если мы будем внимательны в ожидании изъявления воли Божией, то, возможно, настроившись на встречу с наркозависимым, сможем получить ответы или возможности, важные для спасения души или для решения земных проблем.

2.  НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА И ОБЛИК ПОМОГАЮЩЕГО

Без некоторых качеств общение на личностном уровне состояться не может. Что это за качества?

В литературе, посвященной помогающим профессиям, выделяют несколько десятков различных качеств, которыми должен обладать помогающий. Большинство из них связаны с профессиональными знаниями или навыками. Нас же интересуют именно нравственные качества, и в первую очередь те, которые отвечают особенностям на- шего вида служения. Мы выделим лишь самые главные из них: вера, религиозность, любовь, трезвость, терпеливость и мужество.

Вера

Вера нами мыслится здесь как вера в могущество Бога, а, следовательно, и в человека, который является носителем образа Божия. Вне зависимости от тяжести и срока наркотической зависимости, Господь силен излечить страждущего данным недугом при искреннем желании последнего. Эта вера способствует формированию особого отношения к человеку и его воз- можностям, его способности преодолеть ситуацию, в которой он оказался, чтобы вырасти до своего человеческого достоинства и предназначения.

Такая вера помогает правильно видеть человека. «Вера в человека поистине входит внутрь человека, за ту завесу, которая соткана его тьмой и грехом, и там она видит нерастраченные силы, данные Богом каждому; и от этого видения питается и жи- вет и любовь к человеку, и светлый взгляд на него», - пишет протоиерей Василий Зеньковский.

Религиозность

Мы строим нашу помощь на твердом основании православного вероучения. Но строить ее, находясь при этом вовне, оставаясь лишь «сочувствующими» и не исповедуя своей жизнью это учение в полноте, - невозможно. «Реабилитационный процесс, организованный в православной общине, проходит при условии, что все его участники являются воцерковленными людьми или, как минимум, принимают христианскую систему ценностей. Единство мировоззрения основных деятелей реабилитационного процесса является необходимым условием внутренней непротиворечивости реабилитационного процесса и органичного совмещения реабилитации с жизнью церковной общины», - так комментируются принципы церковной реабилитации. При этом внешним признаком здоровой религиозности помогающего является радость от полноты жизни во Христе.

Любовь

Ранее мы много говорили о любви. Здесь же хочется лишь добавить, что присутствие ее как нравственного качества в по- могающем позволяет владеть самым совершенным «методом» помощи, т.к. «любовь - это законный способ соприкоснуться с душой другого человека», о чем упоминалось выше. Эта любовь преображает отношения и всех участников отношений.

Трезвость

Помогающему необходима постоянная трезвость, т.е. адекватный взгляд на себя, бдительность в отношении себя и своей роли в процессе помощи. Утрата трезвости может привести к тому, что помогающий станет «богом», заслонив собой Христа. В своей практике мне довелось столкнуться с несколькими случаями «гуруизма», как я его назвал для себя, связанными с утратой трезвости помогающими. Трезвость нужна также и для выработки навыка отстраняться от эмоциональных пристрастий, чтобы верно оценивать динамику процесса выздоровления воспитанника для принятия компетентных и выверенных решений.

Терпеливость

Мотивация к трезвому образу жизни у человека, попавшего в зависимость, формируется не так быстро, как иногда того хочется. Как в воспитании нужно помнить, что «...как бы ни пал человек, до каких бы пределов ни доходила в нем мерзость, мы не имеем отвращения к нему, а плачем и скорбим, что погубил себя человек, и все ждем, что он станет иным», - то же можно сказать и о процессе выздоровления, об отказе от употребления наркотиков. Существует много препятствий и сложностей в этом процессе: болезненные последствия употребления, затянувшийся психологический процесс расставания с наркотиком, сопротивление переменам, мелкие кризисы и остановки и т.д. Но терпеливость позволяет все это преодолеть, не ухудшая качества со-бытийности, качество общения.

Мужество

Помогающие отношения - духовно и эмоционально сложная сфера взаимодействия, а в помощи наркозависимым это актуально вдвойне. Поэтому мужество здесь бывает насущно необходимо, особенно в ситуациях, когда наркозависимые еще находятся в употреблении или когда количество новичков, пришедших в церковную общину, превышает ресурсы помогающих. Долгое пребывание в специфической среде формирует у наркозависимых особое поведение, которое может отличаться манипулятивностью, агрессивностью, склонностью к саботажу, криминализованностью и т.д. Для того, чтобы каждый раз подтверждать и отстаивать истинные цели взаимодействия, быть подлинным, твердым и правдивым, оставаясь при этом в состоянии равновесия, необходима сила мужества.

Помимо нравственных качеств, важен и облик помогающего. Облик помогающего - не только отражение его внутреннего состояния и настроя, это еще и внешний вид, т.к. он тоже имеет значение в деле помощи. Не зря существует известная пословица «встречают по одежке...». Кроме того, выше мы говорили, что помогающий - еще и миссионер, а «облик и манера поведения человека, осуществляющего миссионерское служение, являются невербальной формой проповеди». Помогающий как член Церкви является ее лицом. Это налагает на него особую ответственность. Помогающий обязан это учитывать и стремиться к благообразности. Такие качества, как мера и вкус, ему при этом совсем не помешают».

 

Вернуться к списку