Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

9 апреля 2024 г. состоялось заседание № 152 ОПВ Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) «Современные проблемы слабослышащих больных. Лаборатория слуха и речи»

Подробнее

все События и новости

4 апреля 2016 года - священник Игорь Илюшин параллельно с преподаванием электронного курса РХГА «Реабилитация зависимых от психоактивных веществ и утверждение в трезвости» провел на приходе, с братством трезвости очередную беседу по теме: «Основные принципы реабилитации с участием церковной общины». Братству предложено изучение книги:

Р. ПРИЩЕНКО: «АЗБУКА ПОМОЩИ НАРКОЗАВИСИМЫМ: ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД» (М.: 2014). Гл.VI «ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ЦЕРКОВЬ»


ПРИНЦИПЫ ЦЕРКОВНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

В документе «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых» выделено три основных принципа церковной реабилитации.

  1. Реабилитация в Церкви есть, в первую очередь, результат действия Божественной благодати, являемой во всей полноте церковной жизни.
  2. Реабилитация должна быть включена в жизнь церковной общины.
  3. Члены церковной общины, участвующие в реабилитации, должны быть компетентны (профессиональны).

Есть и более конкретные принципы, и при этом не менее важные. Изложу их в собственной редакции и со своими объяснениями, взяв за основу «Руководство по реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ». Отчасти в приведенных ниже принципах придется повторяться, но зато они помогут осмыслить и закрепить содержание наших предыдущих размышлений и бесед.

Главное в процессе помощи - общая духовно-нравственная основа. Это поможет привить воспитанникам христианские ценности.

Повседневная жизнь, построенная по Евангелию и церковным традициям, помогает не просто словесно убеждать воспитанников в спасительности христианских истин и заповедей, но и опытно познавать их, переживать их смысл. Организованная так реабилитация имеет решающее значение для качественной ремиссии и дальнейшей жизни воспитанников.

Цель помощи - изменение поведения и образа жизни человека в целом, личностное развитие, оздоровление его социальной среды, в первую очередь - семьи.

Здесь можно добавить, что цели имеют духовный и психофизический уровень.

На духовном уровне вышеозначенные цели достигаются:

  • через восстановление отношений с Богом, что подразумевает обретение веры, покаяние и принятие Крещения (если воспитанник не был крещен прежде);
  • следование за Христом, что связано с жизнью по евангельским заповедям, благодаря чему происходит очищение, освящение и просвещение человека;
  • воцерковление, как процесс не просто оздоровления социального окружения, но обретения иного жизненного пространства в лице Церкви и конкретной церковной общины, пространства благодати и любви, пространства, соединяющего земное и Небесное.

В совокупности усилия по достижению этих целей являются личным вкладом человека в спасение своей души и готовят его к вечной жизни (но спасает при этом Бог).

На психофизическом уровне достижение упомянутых целей связано с необходимостью восстановления и дальнейшего развития физического, психического и социального статуса. Это подразумевает бережное и доброжелательное отношение к своему телу как к «храму», по слову апостола Павла: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6: 19). Сюда же отно- сится и развитие познавательных, эмоциональных и поведенческих навыков, таких как умение думать, оценивать социальные и индивидуальные ситуации и перспективы, принимать решения и решать проблемные ситуации, ставить краткосрочные и перспективные цели, планировать свою жизнь, осознание своих эмоций, понимание их причин и умение управлять ими, восстановление и построение новых межличностных связей (в первую очередь в семье), наполнение их смыслом и истинным содержанием, создание собственной здоровой системы поддержки и др.

Семья подопечного является важнейшей частью процесса помощи и включается в него в меру своих возможностей. Это также подчеркивается и в документе «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых»: «Наркомания - это проблема не только отдельного человека, но и его близких.

Зачастую наркомания является следствием разобщенности членов семьи, нарушения эмоциональных связей, пренебрежения важнейшими основами семейной жизни, такими как взаимное уважение, забота, любовь и верность. В то же время, члены семьи наркомана, как правило, сами становятся созависимыми, приспосабливаясь к патологической деформации в межличностных отношениях, и нуждаются в помощи специалистов».

Тема развития и изменения самого помогающего как члена церковной общины проходит красной нитью через все раскрываемые темы. О ее значимости мы неоднократно упоминали на страницах книги.

Реабилитационный процесс - процесс совместной деятельности воспитанника и членов общины.

Мы уже говорили о том, что ответственность несут все участники процесса реабилитации: и помогающий и ищущий помощи, и подопечный - не пассивный получатель поддержки и знаний, а активный участник процесса, отвечающий за свое восстановление. Благодаря соблюдению этого принципа начинает восстанавливаться взаимосвязь (разрушенная или сильно поврежденная) воспитанника и Бога, устанавливаются отношения воспитанника и церковной общины. Это правило - золотая середина между двумя крайностями: формальным подходом «врач-пациент», в котором ищущий помощи занимает позицию «лечите меня!», и подходом, опирающимся только на самосознание наркозависимого: «спаси себя сам!».

Помощь направлена на развитие у воспитанника личной жизненной позиции и внутреннего контроля над своим поведением.

Воспитанник, таким образом, учится понимать, что он отвечает за свой выбор и решения. От этого умения зависит его будущее и в этой жизни, и в вечности. Воспитанник должен восстановить контакт с самим собой, научиться противостоять внешним и внутренним импульсам, обстоятельствам, преодолевать конформизм, строить разумные личностные границы, учиться со- блюдать евангельские заповеди. В православной аскетической традиции есть множество средств деланий для достижения этих целей через послушание, самоограничение и тренировку воли. Со временем воспитанник научится преодолевать влечение к наркотику, противостоять давлению наркотизированного или криминального окружения, перестанет отрицать проблемы зависимости и т.д.

Членам общины, чтобы помочь воспитаннику развить эти умения, нужно стремиться к отношению, о даровании которого так молились Оптинские старцы: «Научи меня прямо и разумно поступать с каждым человеком, никого не смущая и не огорчая». Такое отношение - золотая середина между правдой без любви и любовью без правды.

Члены общины помогают воспитаннику в том числе с помощью обратной связи. Ее задача - помочь увидеть себя и свое поведение в «зеркале» членов общины, т.е. показать наркозависимому человеку, что его поступки не достигают целей или создают неудобства окружающим, чтобы он осознал это и изменил свое поведение. На информационном уровне обратная связь проявляется тем, что воспитаннику сообщают о впечатлениях и чувствах от общения с ним; на личностном - утешением и поддержкой, вдохновением и личным примером, а на духовном - нравственной оценкой поведения в конкретной ситуации (предпочтительно, чтобы это оценивал священнослужитель, лучше - духовник) и молитвенной поддержкой всеми членами общины. Очень важно, чтобы воспитанник понимал обратную связь именно как поддержку. Тогда он сможет максимально полно использовать ее для духовного и личностного роста.

Нужно постоянно мотивировать воспитанника на добрые перемены.

Ранее мы писали, что мотивация входит в обучение воспитанника, а ее выработка - в навыки помогающего. Формировать и укреплять ее нужно постоянно, в том числе и самому подопечному. Его стремление к выздоровлению должно быть осмысленным и продуманным.

Мотивация формируется не раз и навсегда, она постоянно развивается и меняется. Приход наркозависимого на консультацию еще не означает, что он готов прекратить употреблять наркотики; его согласие пройти реабилитацию еще не означает, что он настроен преодолевать зависимость, бороться с влечением к наркотику, признать свои проблемы и т. д. Необходимо уже на первой встрече оценить степень готовности и желание наркозависимого решать проблемы, связанные с наркотиками. От этого зависит и взаимодействие с ним, и успех процесса помощи. Специалист может столкнуться с явным отсутствием мотивации у наркозависимого, которого просто вынудили прийти на консультацию родные или значимые люди, вовлеченные в круг проблемы. В этом случае наркозависимый на момент консультации или не собирается отказываться от наркотиков, или соглашается на это вынужденно под воздействием внешних причин: из- за давления родственников или правоохранительных органов, испорченного здоровья, высокой дозы (а значит - повышенного риска передозировки) и т.д.

Может быть и так, что наркозависимый видит как отрицательные, так и положительные стороны употребления, размышляет о реальных болезненных последствиях, осознает, что именно из- за употребления у него жизненный кризис, но при этом еще не решил, что нужно предпринять.

В лучшем случае на консультацию приходит наркозависимый с внутренней мотивацией, которая помогает начать осознанное воздержание от наркотиков, признать наличие серьезной проблемы зависимости и следовать рекомендациям по решению этой проблемы.

Помогающий по-разному строит работу с наркозависимыми при разном уровне их мотивации: кого-то побуждает к размышлениям о плюсах жизни без наркотиков и отказе от них, кого-то укрепляет в намерении пройти длительную реабилитацию.

Реабилитационный процесс сочетает групповую работу с индивидуальным подходом к каждому воспитаннику.

Выше мы уже не раз говорили о важности общинности, соборности в помощи наркозависимым людям и их близким, о включенности реабилитационного процесса в жизнь церковной общины. Этот принцип должен гармонично соединяться с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника, его потребностей. В зависимости от них определяется продолжительность и содержание этапов восстановления.

Помощь строится с учетом жизненных обстоятельств подопечного, особенностей его окружения (семьи, значимых близких, круга общения).

Процесс реабилитации планируется для каждого с учетом индивидуальных ресурсов подопечного. К таким ресурсам относятся не только знания, возможности и способности человека, но и его семейные связи или их отсутствие, семейные взаимоотношения и проблемы, а также взаимоотношения с близким и дальним социальным окружением, в том числе проблемы с законом.

Разработанный таким образом совместно с подопечным индивидуальный план восстановления актуален на протяжении всего процесса помощи и после его окончания. В течение всей работы строго соблюдается принцип конфиденциальности - неразглашения информации о подопечном, его обстоятельствах и проблемах.

Процесс помощи должен быть четко структурирован по времени, по форме и по содержанию.

Члены общины вместе с подопечными должны постоянно обсуждать ход реабилитации, ее цели и задачи, чтобы вовремя корректировать «карту» пути выздоровления. В общине должны быть четкие правила, распорядок дня и недели; необходимо разделять конкретные формы работы и этапы реабилитации. При этом важно, чтобы внешний порядок переходил во внутренний, другими словами, чтобы нормы, правила, режим, дисциплина и т.д. усваивались и становились внутренними навыками воспитанника, которые он сможет применять в дальнейшей жизни и творчески преобразовывать. В какой-то момент воспитанник должен осознать, что «дисциплина для человека, а не человек для дисциплины».

На определенном этапе выздоровления воспитанники вовлекаются в реабилитационный процесс члены общины в качестве примера для остальных воспитанников.

Это касается воспитанников, успешно преодолевающих сложности выздоровления. Их личный бесценный опыт освобождения от зависимости может вдохновлять начинающих подопечных.

При отборе таких воспитанников нужно соблюдать некоторые условия:

  • воспитанники не должны быть авторитарными и жесткими, а поддерживающими, обладать высоким уровнем внутреннего контроля и создавать атмосферу взаимной заботы;
  • полномочия «старшего брата» или члена команды специалистов воспитанник может получить только при продолжительной стойкой трезвости, пройдя отбор и подготовку.

Важной частью процесса помощи является профилактика рецидивов зависимого поведения. В нее входит работа не только с самим воспитанником, но и с его окружением.

Есть исследования, которые свидетельствуют о наиболее высоком уровне стресса и риске рецидива в первые несколько месяцев возврата к обычной жизни после прохождения основного курса реабилитации. Об этом же говорят и наблюдения автора, но у кого-то срыв - всего лишь эпизодическое употребление, у кого-то - многократное, а кто-то полностью и устойчиво возвращается к прежнему зависимому образу жизни. Поэтому так важны знания и навыки, которые помогут уберечься от искушений и от возврата к наркотикам. Воспитанники должны научиться осознавать и преодолевать предвестники рецидива, знать о его природе, уметь с помощью внутренних и внешних ресурсов бороться со стрессом. Большинство возвратов к употреблению происходит из-за проблем в семье, поэтому и нужна работа с близким окружением. Ее суть - постепенное создание в семье здоровых отношений, основанных на евангельских заповедях, и благодаря этому - собственной, внутрисемейной системы поддержки».

Вернуться к списку