Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

5 марта 2024 г в 17.00 состоялся Всероссийский научно-практический семинар «Экологические, медицинские и педагогические аспекты демографической ситуации в России»

Подробнее

13 февраля 2016 года - священник Игорь Илюшин параллельно с преподаванием электронного курса РХГА «Реабилитация зависимых от психоактивных веществ и утверждение в трезвости» провел на приходе, с братством трезвости очередную беседу по теме: «Церковный взгляд на проблему зависимости». Братству предложено изучение книги Романа Прищенко "Азбука помощи наркозависимым: православный взгляд". М.: 2014.

Фрагмент книги важный для изучения:

« Р. ПРИЩЕНКО «АЗБУКА ПОМОЩИ НАРКОЗАВИСИМЫМ: ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД» (М.: 2014).

 ГЛ.V ЧЕЛОВЕК И НАРКОТИКИ: ЖЕСТОКИЙ РОМАН

 3. НАРКОЗАВИСИМОСТЬ

 Наркозависимость является комплексным поражением человеческой природы, сложным сочетанием одновременно и греха, и болезни. Она имеет свои причины и сопутствующие факторы, стадии и симптомы, характеристики и последствия, другими словами - вполне узнаваемое «лицо».

 НАРКОЗАВИСИМOСТЬ  КАК  ГРЕХ

 «Церковь свидетельствует, что употребление наркотика является грехом, направленным на разрушение собственной богозданной природы (Быт. 1: 27). Человек, начавший употреблять наркотики, в большей или меньшей степени сознает, что злоупотребление психоактивными средствами может иметь для его жизни трагические последствия», - читаем в концептуальном документе «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых».

 Что же есть грех? «Грех есть беззаконие» (1 Ин. 3: 4), т.е. преступление заповеди Божией. Он может проявляться и как греховная страсть, и как греховное деяние.

 Греховная страсть

 Греховная страсть является неудержимым греховным желанием и намерением, направленным на определенный предмет, которым в нашем случае является наркотик. Выше, мы писали, что расстройство и извращение природы человека в результате грехопадения привело к тому, что она оказалась в противоестественном для себя состоянии, в состоянии страстности. Но это состояние является лишь предрасположенностью для формирования личных греховных страстей, а это значит, что ни один человек не рождается с определенной и вполне сформированной страстью, в том числе и страстью наркозависимости.

 Кто знал? «Образование страсти происходит обычно незаметно для самого человека. Сначала человек исполняет свое греховное желание, кажущееся маловажным и незначительным. Но уже первое исполнение желания запечатлевается в душе. Впечатление может быть иногда очень сильным и служит началом пагубного навыка. Например, человек незаметно втягивается в курение, в карточную игру, пьянство, разврат и т.д. Знал ли карточный игрок, прикасаясь первый раз к картам, что игра будет его страстью? Думал ли юноша, что первая пробная затяжка папиросы, которой угостили его товарищи, будет началом срасти курения, от которой он впоследствии заболеет эмфиземой легких или склерозом сосудов и умрет от паралича? Знал ли подверженный недугу пьянства, выпивая первую рюмку, что он начинает самоубийство? Так назову этот несчастный навык, погубляющий и тело, и душу». (Епископ Игнатий Брянчанинов.)

Но все же неведение - не оправдание греха, а одна из причин, по которой человек злоупотребляет своей свободой и преступает закон Божий. Другими словами, наркозависимость - это прежде всего следствие греховного образа жизни; как греховная страсть, она формируется в процессе самоопределения человека. Именно в силу этого ответственность за ее развитие (а также ее преодоление) несет сам человек.

При этом встречаются мнения, что «локомотивом» в развитии страсти наркозависимости могут изначально выступать страсти, сформировавшиеся в человеке прежде. Например, кто-то считает, что наркозависимость - это разрушительное последствие страсти гордости, которое приводит человека в итоге к глубокому духовно-нравственному падению, т. е. к явному, открытому проявлению греха.

 Рано или поздно (если есть особая предрасположенность) при длительном и систематическом употребления наркотиков нар- козависимость формируется как отдельная греховная страсть со свойственными ей особенностями. Главная особенность - в том, что страсть остается в человеке, даже если человек ее не реализует, - это подтверждается многочисленными фактами из жизни наркозависимых людей. Часто они даже после продолжительного срока трезвости, оставив видимые греховные дела, связанные с наркотизацией, под влиянием страстного влечения к наркотику, которое имеет как духовный, так и психофизический характер, возвращаются к употреблению. Также часто наличие сформировавшейся страсти наркозависимости при внешне трезвом образе жизни - ремиссии- можно увидеть и в проявлениях так называемой «сухой трезвости», которую еще называют «трезвостью на зубах» или «трезвостью со сжатыми кулаками». Она возникает в том случае, если человек перестал употреблять, но содержание его внутренней жизни не меняется, т.е. он не растет духовно. Обычно из-за невозможности удовлетворить огонь продолжающей жить в сердце страсти человек пребывает в крайне негативном состоянии (агрессивность, злобность, подавленность, дисфоричность, жалость к себе и т.д.). Часто в этих случаях близкие в сердцах говорят: «Да лучше бы ты употреблял!», подчеркивая тем самым невыносимость общения с «сухим» родственником.

 Но даже если не идентифицировать наркозависимость с конкретной страстью, все равно мы увидим закономерность, о которой пишут святые отцы: грех (наркозависимость) как страсть выражается в грехе как поступке, деянии. И страсть, и деяние при этом остаются одним целым.

 Греховное деяние

 Грех как деяние, по мысли архимандрита Платона Игумнова, представляет собой сложное и многоликое явление, в которое входят:

  • ошибка в выборе ценностной ориентации;
 -
  • нарушение нравственной нормы поведения;
  • отклонение от цели как Божественного предназначения. 

Рассмотрим наркозависимость по каждому из этих пунктов.

 Мы уже говорили, что зачастую наркотик используется человеком как некий заменитель блага, при том, что истинным благом он, конечно же, не является. Так вот, «всякий раз, когда мнимое благо оборачивается к человеку своим действительным ликом и обнаруживает таящееся в себе зло, человек начинает понимать, что допустил ошибку в плане ценностной ориентации». Это на определенном этапе употребления начинает ощущать (пусть часто и неосознанно) и наркозависимый человек. В некоторых реабилитационных центрах воспитанникам предлагается текст, который очень хорошо иллюстрирует путь наркотизации как ошибку:

 «Мы употребляли для радости, а стали несчастны.

 Мы употребляли, чтобы стать общительными, а стали одинокими.

Мы употребляли, чтобы стать мудрыми, а стали безумными. Мы употребляли ради дружбы, а стали врагами. Мы употребляли, чтобы обрести силу, а это ослабляло нас. Мы употребляли, чтобы ощущать восторг, а это заканчивалось депрессией.
 Мы употребляли, чтобы чувствовать себя лучше, а стали больными.
 Мы употребляли, чтобы обрести душевный покой, а получили тревогу.
 Мы употребляли, чтобы приобрести уверенность, а нам становилось страшно. Мы употребляли, чтобы сократить количество наших проблем, а они множились на наших глазах. Мы употребляли, чтобы чувствовать себя как в раю, а почувствовали, что мы в аду».

 К ошибке в выборе ценностной ориентации можно отнести и стремление достичь с помощью наркотиков «измененного сознания»: ухода от реальности для получения удовольствия, «просветления» для разрешения духовно-нравственных проблем. Выше мы уже упоминали об этом как о попытках найти ответы на духовные вопросы недуховными способами - войти к Богу «не через дверь, а через окно или чердак», что является не только ошибкой, но и дерзостью.

 Наркотик и мистический опыт. «Попытка добиться пере- живания через наркотик - волевой акт с целью добиться искусственно переживания, тогда как его можно добиться или приобрести только в плане естественного внутреннего возрастания. Второе: переживание, которое дает наркотик, длится столько, сколько действует наркотик. Оно угасает вместе с ним и оставляет неуловимое воспоминание, мистический же опыт, который длится столько, сколько пожелает Бог держать нас в состоянии погружения в какие-то глубины или, наоборот, как бы экстаза, прекращается и оставляет не воспоминание, а неизгладимый след: тот, кто пережил мистический опыт, выходит из него новым человеком. В результате наркотического опыта остается желание искусственно повторить этот опыт, потому что он потерян безвозвратно, мистический опыт не создает привыкания и не вызывает потребности его повторять, он есть начало, которое может вылиться в подвижническую жизнь, молитвенную жизнь, в апостольское служение, в углубленную внутреннюю жизнь, и в конечном итоге он всегда направляет того, кто пережил его, к другому - к ближнему, и неважно, кто этот ближний - Бог или у него есть человеческое имя». (Митрополит Антоний Сурожский.)

Следующая составляющая - нарушение нормы - относится к нравственному поведению человека в его отношении к миру, к окружающим людям и к Богу. Конкретные нарушения норм (пре- ступные деяния) могут быть разные: распространение наркотиков, мошенничество, воровство, разбои, грабежи, проституция, нанесение увечий ближнему - вплоть до убийства или же себе - до самоубийства. К этому можно добавить и кумиротворение как нарушение второй заповеди Декалога. Ведь наркотик становится для наркозависимого человека идолом, «богом», центром его жизни, его главной ценностью.

И наконец, последний компонент - отклонение от цели в плане Божественного предназначения. Наркозависимость как совокупность греховных поступков и побуждений создает определенный вектор жизни человека, который приводит к жизненному тупику, нравственной деградации, духовному омертвению и не позволяет достичь того творческого становления, которое предуготовано Богом.

Но ошибочно (греховно) не только потакание желанию употреблять наркотики и связанные с ним очевидные преступления. «Нежелание или отсутствие решимости отказаться от того, что разрушает жизнь самого человека и жизнь его близких, также является грехом».

В свете вышеизложенного мы можем также сделать заключение, что и проблемное употребление, и злоупотребление, о которых речь шла выше, также являются греховными.

Очевидно, что и греховные деяния, и греховные страсти - две стороны одной медали. Грех как деяние порождает определенную страсть, а сформировавшаяся страсть - новые греховные деяния.

Здесь важно добавить, что не во всех случаях путь к зависимости начинается с личного выбора человека, который является греховным. Бывают исключения, которые могут быть связаны с принуждением к занятиям проституцией, «подсаживанием» на наркотики, с медицинскими назначениями, приводящими к фор- мированию зависимости, внутриутробным формированием нар- козависимости при употреблении матерью наркотиков в процессе вынашивания плода и т.д.

Греховная страсть наркозависимости в человеке приводит к необратимым изменениям в его телесной природе. И тогда наркозависимость как грех становится также и телесной болезнью в медицинском смысле этого слова.

 НАРКОЗАВИСИМОСТЬ КАК БОЛЕЗНЬ

Наркозависимость - это заболевание, которое проявляется болезненным влечением к постоянному приему наркотических средств в возрастающих количествах, развитием зависимости от них и выраженными медико-социальными последствиями.

 Специалисты по терапии химических зависимостей, относя наркозависимость к болезни, приводят три основания для этого:

  •  она нарушает состояние равновесия между здоровьем и бо- лезнью;
  •  имеет специфические причины возникновения;
  •  среди причин болезненных изменений присутствует физический фактор.

Некоторые исследования показали: те специалисты, которые продолжительное время работают в области помощи наркозави- симым, считают, что наркозависимость - врожденная болезнь, проявляющаяся в благоприятных для этого условиях; те же, кто в профессии недавно, считают, что это - болезнь приобретенная, формирующаяся постепенно. На мой взгляд, можно говорить о врожденных психофизиологических особенностях как о некой предрасположенности к этому заболеванию или факторе риска, но назвать это болезнью в полном смысле еще нельзя, т.к. предрасположенность не вполне соответствует перечисленным выше критериям. Кроме того, если человек, имея предрасполо- женность, не попытается ее «творчески реализовать» и не будет употреблять химические вещества, то предрасположенность не сформируется ни как грех, ни как болезнь.

Как мы уже отмечали, все причины, по которым человек становится наркозависимым, имеют корнем личностные и природные повреждения в человеке, передающиеся ему в качестве «духовного наследства» - первородного греха. Но при этом нужно признать, что только лишь Бог знает, почему одни люди становятся наркозависимыми, а другие - нет.

Иногда можно говорить и о духовныхфакторах риска - обычно в этом случае речь идет о подспудном осознании человеком в себе последствий трагической реальности разрыва отношений с Богом. Ранее мы говорили, что до грехопадения для достижения предназначенных Богом целей человек имел все, что необходимо, т.е. обладал нужной мерой совершенства. После же грехопадения он оказался в состоянии нужды, т.е. у него появились различные потребности, в том числе и духовные, которые в целом можно назвать «тоской по утраченному раю». Незнание Бога, отсутствие личностной связи с Ним и, как следствие, дефицит любви - факторы, которые могут побудить человека искать утраченный рай в наркотиках.

Как видим, в большинстве своем факторы риска - это «пробелы» в отношениях человека с Богом, собой, другими людьми и миром. Но если для предупреждения зависимости важно знание факторов риска, то когда она уже сформирована, их значение становится второстепенным. В этом случае на первый план выходит понимание принципов преодоления наркозависимости и сохранения трезвости с постепенным улучшением ее качества.

 В начале этого раздела мы писали, что наркозависимость имеет свое «лицо». Пора рассмотреть его главные «черты».

 ХАРАКТЕРИСТИКИ НАРКОЗАВИСИМОСТИ

 Хронический характер. Есть острые заболевания - например ОРЗ, а есть хронические - например ВИЧ. Как хроническое заболевание наркозависимость - это стойкое отклонение от нормы, которое не может взять и исчезнуть, но при этом ее можно остановить в развитии. То есть эта характеристика не означает, что человек обречен. Он может вернуться к радостной и полноценной жизни, но при этом никогда не сможет вернуться к «радостному» употреблению химических веществ без губительных для себя последствий из-за необратимых физиологических изменений. При возобновлении употребления все симптомы  возвращаются в полном объеме и с течением времени только усугубляются. А это значит, что наркозависимость также и прогрессирующее заболевание.

Прогрессирующий характер. Мечта любого наркозависимого человека - вернуться в так называемое «шоколадное» или «розо- вое» употребление. Это самый начальный период употребления, когда еще нет критических проблем и пагубных последствий. Но наркозависимость имеет свои стадии, и если человек дошел до любой из них, а потом перестал употреблять и какое-то время оставался трезвым, то при возврате к употреблению он вернется не в начало, а на ту стадию, на которой остановился. Это ведет нас к следующей характеристике.

 Имеет высокую тенденцию к рецидиву. Рецидив, или срыв, также является симптомом болезни. Не всегда рецидив - это окончательный возврат к употреблению. Часто рецидив, как бы странно это ни прозвучало, отрезвляет человека. Иногда такой срыв называют «терапевтическим», т.к. он позволяет осмыслить ситуацию и серьезно настроиться на выздоровление. Но конечно, рецидивы могут стать и «точками невозврата», после которых человек либо садится в тюрьму, либо продолжает медленно убивать себя, либо умирает.

 Приводящая к смерти. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, до 96% людей, которые попадают в зависимость от алкоголя или наркотиков, в конце концов от этого погибают. Конкретные причины смерти могут быть различными: передозировки, инфекционные заболевания (ВИЧ или гепатит С), аварии, сопутствующие заболевания (например, сепсис или запущенное воспаление легких), криминальные истории, истоще- ние, самоубийства и т.д.

 Заразная. По наблюдениям, наркозависимый вольно или невольно вовлекает в круг своего употребления окружающих: свою семью, друзей, одноклассников, коллег, знакомых. Некоторые делают это для того, чтобы обеспечить себе постоянную возможность употреблять наркотики.

 С возможностью выздоровления. В этом нет противоречия с первым пунктом - в нем речь шла о хроническом характере болезни с точки зрения физиологии. Но с психологической, социальной, духовной стороны возможна не просто ремиссия как воздержание, а именно выздоровление как качественная и нравственно ориентированная жизнь. Опыт показывает, что это возможно, т.к. существует немало людей, преодолевших зависимость и вернувшихся к нормальному образу жизни.

 ПОСЛЕДСТВИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ

 «Кто паче должного насладился телесными удовольствиями, тот отплатит за этот излишек сторичными болезнованиями», - предостерегает преподобный Марк Подвижник. Это - правило. Не является оно исключением и для людей, длительное время употребляющих наркотики, хотя в наш век синтетических наркотиков достаточно и непродолжительного употребления, чтобы наступили серьезные последствия. Последствия затрагивают все жизненные измерения человека: духовное, психическое, телесное и социальное, которые, конечно же, тесно переплетены. Степень тяжести, количество и необратимость последствий в каждом случае индивидуальны: у кого-то последствия минимальны, а у кого-то проявляются во всей полноте, у кого-то сильно страдают отдельные сферы, а у кого-то - все. Как же проявляются «сторичные болезнования» («сторичные» без преувеличения)?

 Духовное измерение

 «Кто кем побежден, тот тому и раб», - говорит апостол Петр (2 Пет. 2: 19). Мы упоминали о последней стадии отношений человека с наркотиками как об отношениях «раб-хозяин»? Очевидно, что одним из главных последствий является духовное рабство человека страсти наркозависимости. Бессмертная душа превращается в выжженную пустыню - человек нравственно деградируети погружается в пропасть греха все глубже и глубже, что в итоге приводит его к окамененному нечувствию, о котором святитель Феофан Затворник пишет как о «параличном состоянии всех сил душевных». Разум человека теряет свою цель - смысл жизни, воля обессиливает, теряет способность к нравственному самоопределению, сердце, опустошаясь, ожесточается. Укоренившаяся страсть еще сильнее отдаляет человека от Бога, препятствует духовной жизни, задает искаженное развитие всей его деятельности. В человеке оскудевает естественное чувство любви и привязанности к близким, родным местам, а голос совести звучит все тише и тише.

Многие наркозависимые, описывая свое духовное состояние, часто называют его состоянием дна или экзистенциальной смерти, переживанием ада на земле, сопровождаемым глубоким отчаянием и безнадежностью.

 Телесное измерение

 Прежде всего, на телесном уровне формируется физическая зависимость, т.к. наркотики становятся частью обмена веществ в организме. Также токсические дозы наркотиков отравляют ор- ганизм - нарушается функционирование всех систем и органов, в том числе головного мозга. Следствием этого могут быть раз- личные физические и психические расстройства. Из-за кустарного производства, грязных растворов и несоблюдения элементарной гигиены при употреблении возможно заражение крови, гангрены, абсцессы, параличи, слабоумие, слепота, недостаточность работы внутренних органов и патологические изменения их структуры. Эти же причины приводят к заражению такими инфекционными заболеваниями, как ВИЧ, гепатиты, сифилис и т.д. Также развиваются заболевания костной и зубной тканей, появляется импотенция. Со временем снижается иммунитет, что, в свою очередь, ведет к общему ослаблению организма и уменьшает его способность противостоять различным недугам. Зачастую физические последствия длительного (или краткого, а иногда даже единственного) употребления приводят к инвалидности, коме или смерти.

 Последствия употребления в большинстве случаев остаются с человеком до конца земного пути, т.к. многие приобретенные заболевания являются хроническими. Это значительно осложняет процесс выздоровления и ухудшает качество жизни в целом. 

 Социальное измерение

 Нарастание социальных последствий в жизни наркозависимого человека можно сравнить с движением по спирали к центру: с каждым витком круги становятся все меньше и меньше, площадь их соприкосновения с внешней средой постепенно уменьшается, пока человек не доходит до конца спирали, до точки, в которой он оказывается лицом к лицу со своим хозяином - наркотиком и с такими же рабами болезненной страсти, как и он сам.

 

Социальные последствия многообразны:

  •  разрыв семейных и внешних связей, множественные проблемы в этих сферах (разводы, бездомность, сиротство или брошенность, утрата друзей, утрата социального статуса, долги, невозможность получения медицинской помощи, утрата документов и т.д.). Очевидно, что бóльшая часть этих последствий наступает не только для наркозависимого, но и для его близкого окружения. Кроме того, «члены семьи наркомана, как правило, сами становятся созависимыми, приспосабливаясь к патологической деформации в межличностных отношениях, и нуждаются в помощи специалистов»;
  • невозможность или неспособность продолжать обучение или работу (увольнения, отчисления, утрата или снижение трудоспособности и т.д.);
  • проблемы с законом (разбои, воровство, вымогательство, проституция, распространение наркотиков и т.д.).

 

Человек утрачивает чувство долга и ответственности перед другими, его моральные принципы размываются и заменяются «наркопонятиями», которые призваны обслуживать болезненную страсть. Снижается доверие окружающих к зависимому, исчезает глубина отношений с ними, появляется цинизм и потребительство: люди становятся источником ресурсов для продолжения наркотизации. «Несмотря на юные годы, многие из них уже достигли совершенства в умении лгать, в самом изощренном разврате, криминал стал неразлучным спутником их жизни. Они равнодушны к страданиям самых близких людей, но моментально определят в ближнем сочувствие к себе и пытаются „обналичить” это доброе расположение», - это слова священнослужителя, который долгое время занимается помощью наркозависимым людям и близко знаком с их проблемами.

 Психическое измерение

 Маргинальностькак социальное последствие зависимости от наркотиков накладывает отпечаток на психику человека. У него появляется ощущение изолированности и внутренней стигмы, что сопровождается снижением уважения к себе или его полным отсутствием, чувством вины и стыда, депрессией, высоким уровнем тревоги и беспокойства.

 

Происходят нарушения психических процессов: снижается интеллект и продуктивность умственной деятельности, ухудшается память. Возникают такие психические состояния, как эмоциональная опустошенность, раздражительность и вспышки гнева, повышается утомляемость, поведение становится манипулятивным и агрессивным, падает жизненная активность вплоть до исчезновения желания что-либо делать, а жизненные стремления и потребности вытесняются влечением к наркотику. Круг жизненных интересов человека сужается, исчезает стремление узнать что-то новое, происходит замедление и остановка психического развития.

 

Формируется система психологических защит - отрицаний. В жизни любого человека есть боль и страдание, а жизнь зависимого человека наполнена ими до краев. Отрицание - это способ, с помощью которого зависимый человек не позволяет себе осознать реальность, чтобы защитить себя от боли и страдания, чтобы не видеть горя близких, не осознавать «дно», на котором оказался. Механизм отрицания позволяет не сойти с ума и не умереть от невыносимой боли. Отрицание - это симптом зависимости, которую часто называют «болезнью отрицания».

Вернуться к списку