Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

13 ноября 2018 г на заседании ОПВ СПб прозвучит доклад "Современные имплантационные технологии восстановления слуха при глухоте — кохлеарная имплантация и не только

Подробнее

04.01.2018

Предлагаем вашему вниманию доклад «Богословское обоснование противодействия зависимостям» протоиерея Игоря Илюшина, магистра богословия, руководителя епархиального центра «Трезвость», сотрудника координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму, прозвучавший на IV Межрегиональнаяой конференции «Современный взгляд на зависимость от психоактивных веществ: на стыке богословия и психологии» и опубликованный на сайте "Русская народная линия".

В некоторых православных трезвеннических организациях высказывалась мысль о том, что не следует заниматься борьбой с алкоголизмом, противодействовать зависимостям, якобы это неблагодарный и, даже, бесполезный труд. Высказывалась мысль о том, что необходимо заниматься только профилактикой и пропагандой трезвости. Для того, чтобы развеять такие, часто встречающиеся взгляды в трезвеннических организациях и появилась необходимость богословского обоснования именно противодействия зависимостям, борьбы с алкоголизмом и другими пороками, которые уже глубоко овладели человеком и, кажется, что уже ничто не сможет помочь обреченному на погибель.

Все эти сомнения развеиваются Божественным Откровением, которое мы можем наблюдать в Священном Писании, где Сам Господь многократно спасает обреченных на погибель, восстанавливает погибшее, и малейшие усилия человека поддерживает, и по слову пророка Исаии «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф.12,20).  «"Трость надломленная", как рассуждаю»  – пишет святитель Василий Великий, - «есть тот, кто с какой-нибудь страстью исполняет заповедь Божию; и его надо не преломлять и не отсекать, но более исцелять, как и Господь учил: "Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас" (Мф. 6, 1); и как заповедует апостол: "Все делайте без ропота и сомнения" (Флп. 2, 14) и в другом месте: "Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию" (Флп. 2, 3). А "лен курящийся" - исполняющий заповедь не с пламенным желанием, но лениво и вяло,- и его не останавливать надо, а более побуждать напоминанием о судах и обетованиях Божиих (115, 512-513). "Кто в подражание Господу относится к людям с состраданием, тот не допускает, чтобы надломленный грехом переломился совсем.., вместе с добрым семенем прорастают и плевелы, то есть вместе с добродетелью всходят страсти человекоугодничества и тщеславия. Сеятель душ велит не вырывать плевелы, пока добродетели не окрепнут, дабы желающий выдернуть эти страсти не вырвал вместе с ними и рвение к добродетели"- пишет преподобный Максим Исповедник.

 С самых первых дней бытия человека, Господь, не нарушая свободы выбора, заботится о том, чтобы человек имел возможность творить добро и предостерегает от погибельного пути. В богословском, сотереологическом смысле, противодействие греху является необходимым условием для достижения Царства Божия. И несмотря на то, что «расплата за грех – смерть» (Римл. 6, 23), полное разрушение, удаление от Бога, Господь дал нам шанс на спасение, Он искупил всех нас «дорогою ценою» (1 Кор. 6: 20; 7:23). Искупил Своей Божественной Кровию, потому как должен был исполниться Закон. Божественная справедливость не могла отступить от принесения жертвы за грех, от правила «глаз за глаз, и  зуб за зуб»(Исх.21,24). Господь Иисус Христос, принеся Себя в Искупительную Жертву не применил действенности Своей жертвы ко всем согрешившим автоматически, потому что проклятие и смерть не упразднились в следствии продолжения согрешений людей.  Исходя из этого, мы знаем, что, несмотря на то, что Иисус Христос передал жертву искупления в руки Бога Отца (на основании слов: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой»), «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (I Иоан. 2, 2). Но для получения этого искупления от человека требуется настоящая, в полном богословском смысле вера в Бога, которую мы можем наблюдать в Священном Писании: «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Римл. 4, 3). «Ибо Христос вошел не в рукотворное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9, 24).  

Каждый человек задуман Богом как святой человек, все без исключения призываются к святости «будьте святы как свят Отец ваш небесный», но еще и «все согрешили», а также все имеют возможность избавиться от погибели и войти в Царство Божие.

Некогда, пророк Иона, не хотел идти к «обреченным» , по его мнению, жителям города Ниневии, которые погрязли в пьянстве и разврате до такой степени, что не могли «отличить правой руки , от левой»(Иона 4,10). Но Господь сжалился над ними, и вернул сбежавшего Иону к Ниневии.  Иона ходил по городу и громко проповедовал, чтобы люди покаялись и это возымело действие! Даже царь Ниневии оделся во вретище и наложил пост на себя и обратился с покаянной молитвой ко Господу. «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет, и не навел» (Иона 3,10). Противодействие пьянству и греховному образу жизни Ниневитян в форме проповеди покаяния возымело действие вплоть до раскаяния, изменения образа жизни зависимых и прощения всего города, отведения от города бедствия, а значит, возымело, наоборот, ниспослание великой милости Божией и умножению духовных и жизненных благ.

В день Пятидесятницы, при сошествии Святого Духа на апостолов, была утверждена Церковь на земле, а Искупительная Жертва Христа принята за верных членов Церкви (Деян. 2, 1 – 18; Римл. 3, 21–26; II Кор. 5, 18–21; Евр. 2, 17). С этого самого момента, каждый желающий войти в Церковь Христову, благодаря таинствам совершаемым Духом Святым, получил реальную возможность исцеления от «рабства дьяволу», от зависимости грехопадению. Следовательно, весь Божественный замысел по спасению человека можно назвать противодействием грехопадению. Так и в противодействии алкоголизму, Церковь, прежде всего, пробуждает в зависимом веру в Бога, Который и может помочь избавиться от порабощения.    

Господь Иисус Христос исцеляет верующего и посвященного Богу человека, который «алчет и жаждет правды», который «уклоняется от зла и начинает творить благо» (Пс.33). Человеку необходимо воспитать собственную праведность, которая после воскресения останется навечно в его распоряжении. Это не заслуга самого человека, это великая милость Бога при содействии подвига человека, праведность святых – это тот чистый и светлый виссон, в который Господь облачает человека (Откр. 19, 8). От зависимого требуется обращение ко Господу: «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Римл. 10, 13, 10).

У алкоголезависимых часто встречается ложное смирение, мол: «я грешный человек, какая там святость? Какая там праведность?» На такие лукавые мысли уловляются многие, даже апостол Петр, когда понял, что рядом с ним Христос сказал: «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный!» (Лк.5,8-11). Эта просьбы продиктована вроде бы благочестивым чувством собственного недостоинства, греховности, падения, но в этом, якобы, «благом» намерении, видится реальное изгнание Бога из своей жизни, страх от того, что не получится что-то изменить. И что же на это ответил Христос? Прежде всего Он сказал ему: «не бойся!». Получается, что это вовсе не смирение, и не скромность, а обыкновенный страх. Страх чего-то неизвестного и величественного, о чем, даже, и помыслить человек не решался, а если посмотреть на страх с богословской стороны – это отсутствие любви и к Богу и к ближнему. Апостол Иоанн Богослов пишет в своем послании: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1-Ин. 4,18).

Зависимый обратившись к Богу, начав ходить на братство трезвости, психологически, осознает себя грязным, грешным и недостойным предстоять пред Богом с другими верными, не на столько удалившимися, как он, от Бога. Отсюда и возникает психологически созданная пропасть между зависимым и Церковью. Задача священника или руководителя братства трезвости – разрушить эту мнимую пропасть, вселить в человека веру, надежду и любовь.

Зависимый ничем не хуже других прихожан храма! Это очень важно понимать и самому священнику. Каждый человек индивидуален, у каждого есть свои согрешения, но любовь Божия распространяется на всех одинаково.

 Возвращаясь к диалогу Христа с апостолом Петром, мы слышим от Господа, после призыва преодоления страха, призвание к новой жизни: «отныне будешь ловить человеков»! Симон раньше жил обычной жизнью рыбака, жил ради собственного существования, для себя. После такой жизни ничего не остается, возможно, только память, которая с годами пропадает. Ловить человеков – значит вытащить человека из моря греха и смерти и привести его к Богу. Как зависимый может это сделать? Многие скажут – ему бы самому себя спасти, но это, снова, замыкание на себе! Каждый христианин живя для славы Бога, удаляясь от греха, участвуя в таинствах Церкви, служит Богу.

У каждого свое призвание, но все равны пред Богом.  Например, когда совершается Божественная Литургия, кто-то предстоит пред престолом, кто-то возглашает ектении, кто-то поет, кто-то просто молится в храме – и все участники, и все от единой Чаши причащаются в равном достоинстве!

Кто совершает Божественную Литургию?

 – Господь Иисус Христос! И так с любым таинством!

Священник должен стараться не заслонять собой Христа. Если священник не умеет быть «прозрачным» на Литургии или исповеди, это говорит о несовершенстве священника, человек приходящий в храм должен быть «на земле как на небе», как некогда послы равноапостольного князя Владимира – Крестителя Руси. А если исповедующийся идет к священнику «N.» и стоит на службе у священника «N.» - это говорит о том, что священник «N.» наложил большую тень на молящихся и это проблема. Молящийся, за этой тенью, может так и не увидеть Бога. Иногда, священник или руководитель группы алкоголезависимых, превышая свои полномочия, начинает «проверять на смирение»  членов братства, которым (по его мнению) просто необходимо обломать гордыню. Такой руководитель чувствует себя неким врачующим инструментом, а на самом деле он приносит большой вред как членам братства, так и себе самому. Через такие действия, дьявол лишает  зависимого человека достоинства, вселяет в него уныние и другие страсти, люди становятся униженными и оскорбленными, боясь посмотреть на Бога, не веря в то, что получится победить. Иногда, в таких моделях братств трезвости, зависимые меняют свою алкогольную зависимость на созависимость от руководителя, который привязывает невидимым поводком к себе всех членов, создавая при этом многочисленную общину. Апостол Павел пишет: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков»(1 Кор.7, 23).

Задача же адекватного братства трезвости – сделать зависимого человека – независимым во всех смыслах, свободным как от алкоголя, так, впоследствии, и от самого братства трезвости и эта свобода возможна, при условии воцерковления человека, прихода его к Богу. Истинная свобода возможна только в Боге. «Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов» - пишет апостол Павел(1 Кор.7, 22).

Эффективным результатом работы братства трезвости является выпуск трезвых, свободных, независимых людей, которые преодолели зависимости и познали Бога, которые могут продолжать Ему служить на любом другом приходе Православной Церкви.

Священник работающий с зависимыми должен покрыть их любовью, вниманием, заботой и  дать прежде наставления – утешение! Образ, как мы должны относиться к ближним оставил нам Сам Христос, когда Он умыл ноги своим ученикам.

Секрет эффективного противодействия алкоголизму, греху, страсти сокрыт в том, что необходимо испытывать любовь к зависимому как к себе самому, не выделяя зависимого в категорию «потерявших доверие» или «неблагонадежных», никогда не ставя себя на ступень выше! Иначе ничего не получится. Иначе вся эта «работа» будет пустым, никому не нужным звоном.

Господь говорит: «Вы – свет миру»(Мф.5,14), а свет имеет функцию светить, то есть отдавать от себя, не поглощать, а отдавать, несмотря на то, что источником этого света является Сам Господь. Потому, по настоящему помогая зависимым, мы должны их вовлечь в миссию Церкви. Здесь уместно вспомнить притчу о талантах, каждому дано разное количество миссий, и задача получившего даже один талант – умножить его. Прежде всего это покаяние, исправление своей жизни, жажда исполнения заповедей Божиих, так же, причащение Святых Христовых Таин, регулярное посещение богослужений, братства трезвости, личная молитва, общение с духовником и социальная деятельность, непосредственное участие в помощи другим зависимым.

В 2017 году волонтерами центра «Трезвость» по моему благословению был проведен социальный опрос в некоторых учебных заведениях Санкт-Петербурга среди старшеклассников и студентов. Им предлагалось найти равнозначную замену употребления спиртных напитков по степени эмоционально-психического воздействия. Вследствие результатов опроса, оказалось, что равнозначной заменой гиперболы эмоционального всплеска принятию психоактивных веществ является серьезная вовлеченность в религию сопряженная с социальной деятельностью.

Следовательно, мы можем сделать вывод, что для эффективного противодействия алкоголизму, необходимо выстраивать трезвенническую деятельность на основе религиозно-мировоззренческой составляющей и, обязательно, вовлекать исцелившихся в процесс трезвеннической работы.

  http://ruskline.ru/analitika/2017/12/30/bogoslovskoe_obosnovanie_protivodejstviya_zavisimostyam/

Вернуться к списку

Диспетчер

 

тел.: +7 (812) 293-27-51

моб.тел. 8 911 799 03 02

e-mail: dispatcher.opv@gmail.com

 

Диспетчерская служба работает

пон, ср - 10.00 до 17.00

вт, чт, птн - 10.00 до 15.00

Круглосуточно работает автоответчик и электронная почта.

 

Ответственный секретарь

Тел.: (812) 495-48-12

e-mail:opvspb@mail.ru

Наши партнеры

           
Православный телеканал «Союз»       СТАВРОС 

        

        

       

Российский медицинский научно-практический портал