Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

2 марта в 19.00 состоялось заседание № 140 ОПВ Санкт-Петербурга в формате онлайнТема: Внутрисуставное введение лекарственных препаратов при артрозах

Подробнее

все События и новости

1 марта 2014 года – В здании воскресной школы храма Державной иконы Божией Матери прошло занятие братства трезвости на которое иерей Игорь Илюшин пригласил кандидата педагогических наук, доцента, руководителя курсов ДПЦ, Владимира Тихоновича Лободина.

Владимир Тихонович Лободин провел лекцию с презентацией по зависимостям. В частности он отметил: «Проблема российского общества заключается в его нравственном оздоровление, которое невозможно без укрепления роли семьи в социуме. Рост преступности и социальной агрессии, ранний алкоголизм и наркомания, растущая распущенность и девальвация нравственных ценностей – печальная дей-ствительность сегодняшнего дня. Кризис человеческого общежития начинается с кризиса семьи, ее бытийности и потери онтологического статуса. Мы все чаще слышим призыв возвратиться к тем истокам, на которых семья может обрести свое достоинство. Проблема семьи начинается с проблемы человека – кто он, есть ли у него на Земле конкретные цели? Если да, то кто их поставил? Мы имеем дело с Ницшеановским сверхчеловеком, «предлагающим не прятать голову в песок вечных ценностей? Или с потомком высших приматов – облагороженным всплеском эволюции зверем? А может, человек - это случай во вселенной, иллюзия (майя)? Тогда и семья иллюзия. Современная мировая научная мысль возвращается к пониманию человека как многосоставного существа. Всё чаще звучат термины «дух», «духовность», трансцендентность. Духовность - стрем-ление человека к высшим ценностям бытия. Если духовность – высшая ценность личности, то она зарождается и реализуется прежде всего в семье, находящейся сегодня в кризисе.


Исследование вопроса требует глобального взгляда на проблему, позволяющего определить на чем основывается понятие «семья» и цель ее существования. В разных словарях сообщается что семья - это базовая ячейка общества, характеризующаяся стабильными признаками: союзом мужчины и женщины; добровольностью вступления в брак; общностью быта; вступлением в брачные отношения; стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.


Воззрение на семью и ее роли вытекает из мировоззрения, как внутреннего мира личности, формирующегося на базе обобщенных знаний и позволяющего выработать человеку взгляд на окружающий Мир, как на единое гармоничное целое. Также мировоззрение можно обозначить как систему устойчивых взглядов, принципов и убеждений, определяющую отношение к окружающей дей-ствительности и видение мира в целом, место человека и семьи в мире. Следовательно, взгляд на проблему всецело зависит от мировоззрения того, кто о ней судит. В современных реалиях нам более известно секулярное (светское, безрелигиозное) воззрение на семью, которое подвергло, например, Европейскую семью серьезным испытаниям. Зададимся целью проанализировать религиозное отношение к семье и принципы, формируемые в семье, чтобы получить универсальный взгляд для верующего и светского сознания на этот важнейший вопрос. Назовем четыре причины религиозного установления брака. Первая - спасение для Вечной жизни. Вторая - умножение и сохранение рода, как это видно из слов: «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» (Быт.1, 27-28); Третья - взаимная помощь супругов: «… не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника по нему» (Быт. 2, 18); Четвертая - обуздание беспорядочных влечений человека. Отсюда вытекает задача семьи: воспитание духовной личности, которое начинается с первых совестливых движений, и переходит к духовному единению в Родине и государстве.


Принципы построения семьи - семья создается лицами противоположного пола – мужчиной и женщиной. Основа семьи – семья, как и любая осмысливаемая категория, создается на какой-то основе: а) любви; б) долга; в) удовольствии… Идеальная основа: трехслойный фундамент из свободы, веры, любви. Мы приемлем взгляд на три вида свободы: Метафизическая свобода (выбор между добром и злом); Социальная свобода; Внутренняя свобода. Все эти категории в идеале должны участвовать в создании мира семьи. В Евангелие есть такие слова: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой…» (Мф 12,43). Священное Писание называет всякого человека домом, обителью, сосудом. Тот, кто не захочет быть домом Божиим, становится домом греха. Можно рассмотреть этот фрагмент по-другому. Дом – сердце человека. «Незанятый дом» – пустое сердце. Если сердце человека не наполнено добротой, какую семью он создаст? Данное утверждение говорит о развитии личностных качеств человека, одно из которых – умение создать семью на прочном фундаменте, и заполнить «дом своей семьи» главными смыслами существования. В нашей культуре сформирован специфический взгляд на проблему. Восточное христианство, в отличие от католичества, считало, что целью брака является сам брак, а не деторождение, которое без любви не может служить оправданием брачных отношений. Следова-тельно, ценность брака поднималась на максимальную высоту, а деторождение имело второстепенное значение. Семья могла быть и бездетной, от этого ценность личности супругов никак не умалялась. Первостепенна в нашей традиционной семье была совместная любовь к Богу, затем друг к другу, и в последнюю очередь к детям. Несмотря на многодетность как социальную норму, дето-центристской модели семьи в дореволюционной России не было. Наши предки считали – Бог есть любовь, Он свят, значит и семья свята. Секулярное мировоззрение на этом основании вывело свое видение проблемы. Эволюция, научно-технический прогресс, научное мировоззрение прогрессивны, значит, семья должна воспитывать и готовить прогрессивного человека.


Любое общество, как и любой человек, имеет некую умозрительную кон-струкцию, состоящую из трех блоков: Ядра, Элементов и Защитного барьера. Ядро – дух народа, его характер и психоэмоциональные особенности - духовный иммунитет народа. Обычно людьми управляют следующие факторы: климат, религия, традиции…, формирующие дух народа и его особенности. В России всё определяла религия. И что очень важно – в жизни каждой страны действует определенная духовная установка «свои» или «чужие» знания приходят в страну. Вокруг ядра, защищая его, располагаются Элементы. Это социум, наука, культура, образование, религия как социальное явление - ментальный иммунитет народа. Защитный барьер – традиции (духовные, нравственные, социальные), предохраняющие Ядро и Элементы от Внешнего мира. Он сохраняет генофонд нации и обеспечивают приспособляемость - социальный иммунитет народа. Семья также имеет свое Ядро, Элементы и Защитный барьер, состоящий из тех же категорий. Отсюда вытекают традиционные принципы, формируемые в семье: Принцип развития; Принцип продолжения рода; Принцип стремления к добру.


Семья, ее жизнь и задачи чрезвычайно сложны. Обратимся к мнению А. Эйнштейна, утверждающего бесконечную сложность любого события: «В нашем стремлении понять реальность мы подобны человеку, который хочет понять механизм закрытых часов... он может нарисовать картину механизма, но никогда не будет в состоянии сравнить свою картину с реальным механизмом…». Жизнь семьи, это «механизм» умозрительных часов. Мы точно не знаем, как «идут стрелки», но знаем, что если заводить «пружину нравственных ценностей», часы будут показывать время безошибочно. В сознание и в подсознание ребенка идут не столько слова, сколько поступки ближних. Наполненное позитивным содержанием подсознание есть некий стержень, подобный позвоночнику, определяющий качество личности. Любой позвоночник в первые годы жизни формируется в семье. Один из важнейших компонентов мира семьи – гены, имеющие двойную природу – духовную и физическую. По наследству передаются основные качества личности. Принцип усиления рода происходит через умножение позитивных поступков (через умножение благодати) в своем роду. Принцип верности, Принцип целостности тоже наиболее полно формируются в семье. Обычно общество имеет постоянно расширяющуюся пропасть между поко-лениями. Правильное построение семьи, с учетом всех принципов, приводит к уменьшению этой пропасти, наведения через нее мостов.


Современный мир живет своей бездуховной и во многом бессмысленной жизнью, разрушающей не только семью, общество, но даже Европейскую цивилизацию. Следовательно, очень важны следующие принципы, формируемые в семье: Принцип сохранения рода, Родины, государства; Принцип научения жизни (умение учиться, в том числе и умение отличать добро от зла); Принцип иерархичности – подчинения младшего старшему через действие совести в человеке. Совесть - практическое сознание. В нем есть четыре образно представляемых блока: Законодатель; Судья; Свидетель; Воздаятель. Совесть является присущим человеку его внутренним светом и условием совершенства. В этом отношении «совесть» служит функцией духа. Следовательно, следующей важнейшей задачей семьи – формирования Принципа совестливости.


Семья человека – образование, состоящее из людей. Но кто есть человек? Животное; Чистая доска; Ангел; Бог; Тайна; Химическая лаборатория; Иллюзия; Микрокосмос; Макрокосмос; Дух+Душа+Тело…? Если взять первый тезис – человек – это животное с особыми способностями, тогда цель и роль семьи – продолжение рода и удовольствие. Ограничения и запреты должны быть сняты. Нечто подобное мы сегодня и наблюдаем – сожительство как «гражданский брак», свобода выбора пола, выбор любого типа «семьи», на очереди инцест, как возможность законного брака. Так Американская психиатрическая ассоциация признала сегодня педофилию нормальной сексуальной ориентацией, считая, что педофилы могут осуществлять сексуальные действия с детьми «с их согласия». Таким образом, движение к свободе, приводящее к некой сверхсвободе, всегда оборачивается извращением. Посмотрим на проблему по-другому, запрет – начало любой культуры. Заповеди Моисея начинались с запрета, любое дело предполагает запрет на безделье. Запрет прогрессивен, когда становится добровольным самоограничением.

 

Следовательно, сегодня как никогда важен формируемый в семье Принцип самоограничения. Вспомним притчу. Некто пришел к св. Иоанну Златоусту с жалобой на жену, которая его не любит. Святой отвечал: «Иди домой и люби ее». «Ты не понял», – возразил мужчина. – «Как я могу любить ее, если она меня не любит?» «Иди домой и люби ее», – повторил святой. Здесь обозначен формируемый в семье Принцип жертвенности, жертвенной любви. Мы не можем дать полное определение слову «Человек». Известно определение: «Человек разумный…» (если двухнедельный «плод» не разумен, можно делать аборты?; если у ребенка синдром дауна, то он не разумен, значит, он не человек?). Правильнее сказать: «Человек духовный». Тогда бесконечная сложность человека и семьи входит в свои берега. Следующий Принцип – одухотворение мира внутреннего и внешнего, которое очень трудно произвести без участия семьи.


Ежегодно от суицида в РФ погибают тысячи людей, число самоубийств среди молодежи выросло за десять лет в три раза. Выжившие признаются: «Не знаем, зачем жить»? Выясняется и второй аспект проблемы: «Зачем жить, если человек – это ничтожество». Налицо кризис современной семьи, вытекающий из кризиса смысла существования, и кризиса знания о человеке. В понятии о человеке нет самого человека, есть информация о нем. В понятии семьи, нет семьи, есть информация о ней. Посмотрим, как это отражается на наших Европейских партнерах. Люди западной цивилизации идентифицируют себя как: «Общество потребления»; «Постхристианское общество»; «Общество комфортных животных». Семья называется «Сцепка» и имеет несколько типов, число которых растет. Европейцы стремительно убывают и уходя с мировой арены, приглашают нас за собой. Следовательно. у нас с ними должны быть разные образовательные маршруты. Главное в воспитании по И.А. Ильину: будить духовное начало в детском инстинкте; приучать ребенка к ответственности; укреплять силу суждения; формировать волю к духовной цельности в жизни. Под инстинктом И.А. Ильин понимал развивающиеся природные силы ребенка. «Если дух в глубине бессознательного будет пробужден … дитя справится со всеми затруднениями: ибо «ангел» будет бодрствовать в его душе и человек никогда не станет «волком».


Современная социокультурная среда – в значительной степени порочна по своему духу. Она учит гордыне, неумеренной конкуренции, ущербности стремлений, ранней распущенности и самым примитивным и даже порочным целям. Более того, она нередко учит ненависти, Ницшеанству, как крайнему индивидуализму, культу сверхчеловека, характеризующегося нигилистическим отношением к традиционным ценностям культуры и переоценке всех ценностей. Нейтрализовать или ослабить ее давление на психику ребенка, призвана семья.


Личность есть глубинное, неповторимое самопознающее Я, это тот, кто выбирает во мне смыслы жизни, идеалы и систему ценностей. Личность решает, какой будет ее семья. Отсюда вытекает Принцип преимущественного развития личностных качеств каждого члена семьи. Первая задача человеческой личности - овладение потенциями своей природы. Вторая задача личности – сохранение целостности. Но сегодня у молодого поколения в значительной степени утрачен главный фактор развития личности – стремление к целостности в семье, который необходимо восстанавливать.


Чтобы разрушить феномен человека нужно отнять у него идеал или подме-нить последний фальшивым. Чтобы разрушить страну, нужно скомпрометировать семью и заменить ее традиционные идеалы фальшивыми. Теми самыми, которые мы сегодня наблюдаем в Западном мире. Но вслед за этим неизбежны четыре последствия: вырождение коренного населения; снижение уровня здоровья в обществе, особенно детского здоровья; обострение социальных отношений; конфликтность во всех слоях жизни. Следовательно, самая большая опасность для России не в экономическом кризисе, а в разрушении семьи. Подвиг есть становление личности, раскрытие подлинного и лучшего Я, требующее бескорыстия и героизма. Но самый трудный подвиг – это идеал правильной жизни в семье. Здесь не виден повседневный героизм и труд. Отсюда вытекают наши воспитательные задачи: Формирование позитивного мировоззрения; Введение воспитания, направленного на формирование семейных ценностей; Воспитание бескорыстия.


Процесс подлинного воспитания может быть описан только при опоре на методологию антропологии, выделяющей внутренние характеристики личности. Подобный подход преодолевает понимание и сущности человека, и семьи, как «продукта среды». Сегодня наша молодежь воспитывается по схеме западной культуры: бизнес, развлечения, счет в банке, ранняя финансовая независимость… Типичный случай «продукта среды». Здесь нет места учителю, военному, нет героики и бескорыстия. В России всегда была другая воспитательная парадигма, основанная на Принципе патриотизма. Другим существенным принципом воспитания является культуросообразность, предполагающая воспитание у детей культурных смыслов жизни, приобщение к ценностям общечеловеческой и национальной культуры. Задачам развития семейных ценностей в наибольшей степени соответствуют ценности искусства и истории. Роль искусства, особенно классического, заключается в том, что оно учит мыслить образами, ставить себя на место другого человека, учит прощению и любви, преклонению перед святыней, без чего невозможно развитие ценностей семьи.


Чтобы цивилизация и культура не выродились, они должны быть связаны с Вечностью. Любое явление имеет свое основание. Раньше в обществе основанием была платформа Марксизма-Ленинизма, на которой базировалось все – образование, культура, искусство… Когда Западный мир разрушил эту платформу, все остальные блоки стали разрушаться. Очевидно, нужна платформа, «замкнутая на Вечность». Такой платформой могла быть только метафизика. Следующий принцип формируемый в семье – Принцип трансцендирования. Одной из основных задач развития личности в семье является выбор высших ценностей, созвучных внутреннему миру ребенка и одновременно обладающих общественной значимостью. Другая важная задача семьи – воспитание «меры» любви. В.С. Соловьев выделяет три основные «меры»: благоговение, понимание, стыд. Для подростков характерен повышенный интерес к другому человеку. Этот «другой» становится для них критерием и мерой собственного «я», критерием Истины. «Объектами», призванными войти в систему его ценностей, могут стать выдающиеся личности, но могут и ничтожества. Вслед за отбором этих «объектов» родители должны принять их в качестве собственных ценностей – в противном случае они не станут потребностью для ребенка. Проблема трудно реализуемая сегодня, преподаватели в один голос утверждают: «Сегодня надо воспитывать не столько детей, сколько их родителей». Школа призвана помочь родителям в воспитании ценностей семьи. Мы можем утверждать, что исходная установка современного образования: «найти человека в человеке», «восстановить в человеке образ человеческий» - христианская. Но сегодня в педагогике иссле-дуются работы 3. Фрейда, А. Маслоу, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, JLC. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, М.М. Бахтина, но не изучаются труды о человеке В.Н. Лосского, о. П. Флоренского, Б.П. Вышеславцева, А.Ф. Лосева, С. Франка, Л.П. Карсавина - тех, кто внес немалый вклад в воспитании личности, ориентированной на ценности семьи. Диалогическая сфера может быть реализована, если смыслы учителя, взаимодействуют со смыслами ученика, образуя общее смысловое поле. В этом случае нужны определенные критерии воспитательного воздействия. Первый критерий – мера педагогического воздействия. Второй – мера реализаций условий воспитания – связан с учетом особенностей среды. Третий критерий – мера реализации пе-дагогического взаимодействия. Результаты работы могут найти выражение в уровне развития самосознания школьников, как понимания ценностей семьи.
В качестве заключения можно утверждать, что и светская, и религиозная образовательные парадигмы призваны воспитывать у обучающихся в ОУ семейные ценности, исходя из самых высоких мировоззренческих представлений о жизни, человеке и его задачах. Тогда меркантильные, рациональные и прочие соображения выходят на второй план, и причины, по которым молодые люди будут вступать в брак, будут высокими и вескими, а не сиюминутными и эгоистическими.»


В конце занятия Владимир Тихонович ответил на многочисленные вопросы братства трезвости.