Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

5 марта 2024 г в 17.00 состоялся Всероссийский научно-практический семинар «Экологические, медицинские и педагогические аспекты демографической ситуации в России»

Подробнее

Психологическая подготовка ребенка к школе

19 мая 2016 года в помещении трапезной храма Державной иконы Божией Матери состоялась встреча с кандидатом психологических наук, семейным психологом Николаем Николаевичем Лепёхиным.

Николай Николаевич давно знаком слушателям по своим выступлениям в Державной. Нынешние и будущие родители всецело доверяют знаниям и опыту этого докладчика – не секрет, что он не только опытный практикующий психолог, но и многодетный отец: в счастливой и дружной семье Лепёхиных, аж шестеро детей (!). И, как говорится, Николай Николаевич набирался практического опыта не только на работе, но и в кругу семьи, выполняя свои родительские обязанности.

Необходимость подготовки ребенка к школьному обучению осознают практически все родители. Но мало его отдать на курсы при школе, нужно заниматься и дома. Чем лучше ребёнок будет готов к школе, тем легче ему будет учиться, тем легче пройдет процесс адаптации в новой для него обстановке.

Важно знать, что и детсадовское, и семейное дошкольное воспитание имеют свои достоинства и недостатки. И отдавать ребенка в садик, или воспитывать дома, следует решать самим родителям.

Существует такое понятие как «школьная зрелость», т.е. ребёнок должен «созреть» для школы, его психическое и физиологическое развитие должно достичь соответствующего уровня. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики. А психологи оценивают психологическую готовность. И в том, и в другом случае необходимо формирование и поддержание мотивации ребенка к обучению, учитывая при этом личностные особенности ребенка и уровень его развития.

Но начинать думать о школе надо ещё в раннем дошкольном возрасте – уже с трёх лет. И это обучение обычно происходит в виде игры, которая должна содержать сюжет и иметь правила. Именно в этот период следует формировать умение межличностного общения, развивать способности легко чувствовать себя в коллективе. Родителям нужно поощрять в ребенке присущую ему физическую активность, развивать способность к самостоятельности и к творческому самовыражению.

Но на этом пути по отношению к ребёнку возникают два типа воспитания: учебно-дисциплинарное и личностно-ориентированное.

Первый тип опирается на соблюдение внешнего порядка и дисциплины, достигаемые наставлениями, требованиями, нотациями вплоть до угроз и наказаний. В итоге развивается негативный эффект: дети теряют инициативу, у них появляется отрицательное отношение к процессу обучения.

Личностно-ориентированный подход направлен на сотрудничество с ребёнком и родителя, и педагога, умеющего встать на позицию ребёнка, знающего как учесть его точку зрения, могущего обратить свое внимание на его чувства и эмоции. В итоге расширяются степени свободы развивающегося ребёнка, но отрицательным моментом является ослабление его социализации, умения вхождения в школьный коллектив.

К сожалению, в семье можно наблюдать и неадекватные формы воспитания. К ним относятся:  гиперпротекция или излишняя забота родителей о детях.

Забота может быть, как доминирующая, когда не дают ребенку буквально не разрешают сделать ничего самостоятельно, мгновенно решая любые вопросы за него, либо – потворствующая, то есть наоборот потакающая любым прихотям любимого чада.

В некоторых семьях родители возлагают на ребенка повышенную моральную ответственность, например, в уходе за младшими детьми в семье, или в совершении важных самостоятельных поступков, при этом занимая по отношению к нему отстранённую позицию. В итоге у такого ребенка могут развиться невротические состояния.

Весьма вреден для формирующейся детской психики неустойчивый стиль воспитания из-за наличия в семье противоречий между самими родителями, а также с бабушками и дедушками.

И, наконец, крайняя степень негатива это:

Гипоопека, подразумевающая отказ родителей от участи не только в воспитании своих детей, но и вообще в контроле за их жизнью вплоть до развития полного отвержения. Причем эта семейная ситуация зачастую сопровождается элементами жестокости.

Готовность детей к школе называется «школьная зрелость». Она характеризуется следующими признаками:

  •  готовность к принятию новой социальной роли ученика,
  •  готовность к освоению учебной деятельности,
  •  готовность к взаимодействию с новой социальной средой,

Следует также обратить внимание на степень физиологической зрелости.

Родителям следует также учитывать и специальную готовность: навыки чтения, навыки письма, рисования, черчения и др.

Психофизиологическая готовность включает в себя:

  • Развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом.
  • Пространственная ориентация, координация движений: умение правильно определять выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, слева-справа.
  • Координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.

Социальная готовность к школе характеризуется пониманием своей роли как школьника и пониманием роли учителя как педагога. Важно и наличие волевой готовности, т.е. умения и желания относиться к учебе как к труду.

Важна так называемая интеллектуальная готовность, т.е. способность ребенка удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут, умение его понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении какого-либо задания.

Далее Николай Николаевич обратил внимание родителей нынешних и будущих школьников на возможные причины школьной незрелости:

По мнению психолога, родители должны стремиться к пониманию психологии детского ученического коллектива, попадая в который их ребенок должен будет исполнять ту или иную роль. Он может стать лидером, как положительным или отрицательным, так и отвергаемым (как ученик или как товарищ). Ваш обожаемый ребенок может получить статус «отличника» или прослыть «маменьким сынком» (дочкой). Начать выступать в классе «против всех» или быть «как все» в школе. Или, наконец, начнет вести себя «как клоун».

Во всем этом следует пытаться разобраться самим родителям, либо прибегнуть к помощи педагога или психолога, который имеется в каждой школе. А дома стараться не перегружать ребенка дополнительными занятиями, кружками, секциями и стараться больше хвалить, переживая вместе с ним как неудачи, так и успехи. В завершении встречи семейный психолог по традиции ответил на накопившиеся вопросы и заверил присутствующих в новой встрече в будущем учебном году. 

Подготовил руководитель Абонемента «Здоровая семья», 
член правления ОПВ СПб, врач Н. Ф. Жарков