Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

5 марта 2024 г в 17.00 состоялся Всероссийский научно-практический семинар «Экологические, медицинские и педагогические аспекты демографической ситуации в России»

Подробнее

Статья д.м.н. проф., прот. Сергия Филимонова была написана в 2011 году во время эпидемии свиного гриппа. Все духовные  советы, которые в ней даны, полностью применимы к ситуации с эпидемией короновируса весной 2020 г. 

Духовная защита от свиного гриппа и иных эпидемических инфекций

В феврале 2011 года Петербург достиг пика эпидемии гриппа. Из 67 000 больных, зарегистрированных в городе, по данным лабораторных исследований, 90% заражены вирусом свиного гриппа  A/H1N1. Об этом заявил доктор биологических наук, директор НИИ гриппа РАМН О. И. Киселев. Он отметил, что в целом по стране ситуация примерно одинаковая, и число госпитализаций достаточно высокое. Только на прошлой неделе в России с диагнозом «грипп» в больницу попали 5 тыс. детей и 7 тыс. взрослых. «Ситуация пугающая, я уже не помню таких цифр. Многие пациенты попадают сразу в отделение интенсивной терапии», — отметил Киселев. В России в этом сезоне от гриппа погибли более 20 человек, в Петербурге двое.

Люди опасаются заразиться этой болезнью и все больше интересуются возможностью лечения и профилактики этого опасного заболевания. Медицинские рекомендации приведены в Приложении. Однако главное здесь, как и в любой болезни — духовные способы профилактики.

 Актуальность проблемы: высока ли летальность?

Первым делом, когда мы обдумываем тему свиного гриппа, встает вопрос: не надумана ли проблема? Обоснованно ли говорить о пандемии, о каких-либо специальных мероприятиях, об особых духовных выводах, медицинских и духовных усилиях? Ибо смертельных случаев от этого заболевания, в общем, немного.

Но давайте посмотрим на проблему под другим углом.  На сегодняшний день зарегистрировано 20 смертельных исходов. Высок ли уровень летальности? Нет. А если среди этих 20 человек были ваши родные, это высокий уровень летальности? Для кого-то, может быть, по-прежнему нет, но для вас, для вашей семьи он абсолютный, потому что никто не вернет вам вашего кормильца или просто родного человека.

Кроме того, государство неизбежно теряет многие средства во время эпидемий. Во-первых, большое количество заболевших не ходят на работу. Во-вторых,  после гриппа могут развиваться различные осложнения, когда люди в течение нескольких недель, а то и месяцев будут испытывать проблемы со здоровьем. Если они до болезни были хорошими работниками, то теперь их трудоспособность оказывается частично или полностью утрачена. Эпидемия способна поразить большую часть трудоспособного населения.

В нашей стране нет возможности проводить вирусологические исследования всем заболевшим, это возможно только в стационарах. Поэтому большому количеству больных нельзя поставить точный диагноз, определить, где грипп простой, а где свиной. У нас нет четкого обследования всего населения. При отсутствии соответствующей вирусологической диагностики описывать клинические картины весьма сложно.

Однако в сфере профилактики и прекращения эпидемий современные власти все же делают очень многое с медицинской точки зрения: введен противоэпидемический режим, изобретена и испытана вакцина против свиного гриппа и так далее. Но есть такое выражение: «Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий», что означает: «Если Господь не хранит города — напрасно бодрствует стерегущий!». Надо помнить, что мероприятия медицинского плана должны быть дополнением молитвенного обращения за помощью к Богу.

 Об отношении Церкви к предупреждению инфекционных болезней

Инфекционные болезни в свое время забирали жизни миллионов людей. Со временем человечество стало стараться предотвращать эпидемии, была изобретена вакцинопрофилактика.

Поначалу Церковь относилась к ней неоднозначно. Одна часть священников была за вакцинопрофилактику, другая — категорически против. Говорили: не Божье это дело, считали, страшное, сатанинское. Крестьяне настолько боялись прививок, что даже уходили в леса. Вакцинопрофилактика тогда была делом невиданным, все равно, что атомная бомба или полеты в космос для XX века.

Для того чтобы погасить эти споры, в 1768 году императрица Екатерина II одной из первых в России согласилась сделать прививку против оспы себе и наследнику престола[1]. После этого прививки стали более успешно распространяться в народе. Это был очень серьезный шаг к победе над смертельной болезнью.

В 1803 году состоялось заседание Священного Синода, на котором говорилось о том, что нужно разъяснять населению необходимость профилактики эпидемий наиболее опасных инфекционных заболеваний. Было написано разъяснение Священного Синода, разосланы письма для священников, в которых объяснялась необходимость вакцинопрофилактики.

 Вакцинопрофилактика: за и против

Вопрос вакцинопрофилактики остается непростым и в наше время. Есть много нерешенных вопросов: качество экспертизы вакцин, их чистота, правила соблюдения медперсоналом всех необходимых показаний и противопоказаний. Большое количество осложнений, которое мы имеем сегодня после вакцинирования, имеет много причин.

Одна из них — коммерческая: стремление заинтересованных лиц выбросить в продажу как можно больше вакцин и лекарственных препаратов. Другая  заключается в том, что значительная часть населения страдает различными формами аллергических заболеваний — то, чего не было 100–200 лет назад. Добавьте к этому нарушенную экологию, скученность в коллективах, особенно в детских.

Все это приводит к тому, что благие намерения в сфере вакцинопрофилактики падают на плохую почву. Например, делают прививки всем школьникам поголовно, не обращая внимания на то, что часть детей больны. Естественно, когда в результате вакцинирования чьи-то дети пострадали или, не дай Бог, стали инвалидами, формируется корпус противников прививок.

Тем не менее, вакцинопрофилактика необходима, потому что существуют так называемые особо опасные инфекции, которые необходимо предотвращать. Это уже вопрос национальной безопасности.

 Духовные способы профилактики и прекращения эпидемии: молебны

 Что касается духовных подходов, то они давно известны. По поводу предупреждения свиного гриппа чего только не предлагают: надо, мол, что-то запретить, где-то выставить кордоны и так далее. Но ведь на Руси всегда начинали не с этого.

Если мы возьмем описания жизни святых или истории епархий старого времени, то увидим, какие меры принимало  во время эпидемий холеры, тифа и других опасных болезней священноначалие вместе с государственными органами. Начинали всегда с молитвы ко Господу.

Как только возникала эпидемия, всегда служили молебен, который назывался «Молебное пение при наступлении смертоносного поветрия». Под смертоносным поветрием понимается любое эпидемическое заболевание с высокой вероятностью летальных исходов. Если, например, в Тульской губернии шла эпидемия, значит, конкретно там и устраивались молебны, они служились священниками во всех храмах; иногда специально приезжал архиерей.

Духовные способы профилактики и прекращения эпидемии: крестные ходы, колокольный звон

По окончании молебна «при наступлении смертоносного поветрия» совершался крестный ход; жители, а также их дома и скот окроплялись святой водой. Кроме того, освященная вода раздавалась в дома, и ее пили во время эпидемии больные.

В XXI веке нам не менее, а порою и более удобно, чем нашим предкам, было бы совершать подобные крестные ходы. В ХІІІ–ХІХ веках необходимо было запрячь лошадей и обойти ту или иную губернию по проселочным дорогам, на что уходило несколько дней, а то и недель.

Сегодня мы имеем удобные средства передвижения, даже воздушные: вертолеты или самолеты. Чтобы совершить крестный ход, достаточно было бы с разрешения нашего священноначалия поместить в летательный аппарат особо чтимую местную святыню (например, в Петербурге —  Казанскую икону Божией Матери, являющуюся покровительницей города) и облететь город.

Духовные способы профилактики и прекращения эпидемии: молитва к Богоматери, колокольный звон

Мы прибегаем к Богоматери не только в дни праздников, чтобы прославить Ее и вспомнить исторические события, которые с Ней связаны: войну 1812 года, освобождение Москвы Мининым и Пожарским, Великую Отечественную войну, блокаду Ленинграда. Божия Матерь помогает нам и сегодня, и не только в России.

Так, на Кипре одной из самых главных святынь является Кикская икона Божией Матери. Когда на Кипре происходит какое-либо национальное бедствие, к примеру, два-три года нет дождей, и остров начинает выгорать, Кикская икона по благословению износится на особое место для молебна, и сразу после молитвы начинается дождь.

Интересный факт — до революции, когда начиналась эпидемия, всегда принимались звонить в колокола. И не для того, чтобы оповещать об опасном поветрии. С давних пор известно, что колокольный звон способен обеззараживать атмосферу[2]. Это связано с тем, что звук колокола имеет особые свойства, ведь любой колокол освящается специальной церковной молитвой, придающей ему особые духовные свойства[3]. Главные задачи колокола — разбудить человеческие души, возродить в них память о вечности и о бренности этой жизни.

 Приходить ли в храм, если вы заболели

Бытует мнение, что во времена даже самых больших эпидемий, когда люди прикладывались к иконам, никто не заражался. Однако это не совсем правильная информация. Случаи заражения через иконы были, Церковь знала об этом и даже пыталась предотвратить приложение к иконам во время эпидемий.

Так, в 1771 году в Москве состоялся чумной бунт — одно из самых крупных восстаний XVIII века. Поводом к бунту послужила попытка московского архиепископа Амвросия в период эпидемии чумы воспрепятствовать молящимся и паломникам собираться у чудотворной иконы Боголюбской Богоматери у Варварских ворот Китай-города. В ответ на это толпа восставших разгромила Чудов монастырь, затем взяла приступом Донской монастырь и убила скрывавшегося в нем Амвросия.

Однако не надо путать приложение к иконам с причастием Святых Христовых Таин. Люди, которые причащаются, не заражаются никогда, передача возбудителей болезней в этом случае не совершается.

Однако люди, которые ходят в церковь, должны подходить к этому с рассуждением. Если вы заболели, не стоит полагаться на чудо: дескать, я же пришел не куда-нибудь, а в церковь, а значит, никто не заразится. Нужно иметь определенную гражданскую позицию: если вы являетесь вирусоносителем, не посещайте места общей скученности, в том числе храм Божий, где есть риск заразить людей. В таком случае следует молиться дома.

Если у вас высокая температура или осложнения, вы можете пригласить на дом священника, который вас причастит, или передать записку в церковь, чтобы о вас помолились.

Кому молиться при заболевании

Когда начинается инфекционное заболевание, лучше всего читать 90-й псалом. Можно и нужно молиться святым покровителям медицины: святому целителю Пантелеимону, святым архистратигам Божьим Михаилу и Рафаилу, своему Ангелу Хранителю.

 Духовные причины свиного гриппа

Приходится иногда слышать, что свиной грипп, как и другие виды современных заболеваний — птичий грипп, коровье бешенство и так далее, — не что иное, как Божья кара за все те прегрешения, которые человечество совершило в последнее время. Хотя и с большой степенью осторожности, но действительно можно провести некоторые аналогии. Можно даже сказать, что от жизни свинячьей и грипп бывает свинячий.

Те болезни, которые возникают в обществе, свидетельствуют о том, что иногда природа восстает против человека. В трудах святителя Николая Сербского он  проводит любопытные сравнения некоторых черт характера человека и животных. Например, люди бывают хитрыми как лисы, жестокими как волки, трусливыми как зайцы, изворотливыми как кошки. Через мир природы Господь иногда показывает, что происходит внутри у человека и то, во что он может превратиться.

Поэтому зачастую можно предположить, чем вызваны те или иные заболевания. Возьмем свиной грипп. Не о недопустимости ли свинячьей жизни призван он напомнить нам? Свинья — это животное, которое валяется в грязи. Грязью для человека является душевная нечистота: блуд, разврат, алкоголь, наркотики и так далее. Если мы посмотрим с этой стороны, то увидим определенный намек, подсказку: какой жизнью вы живете, такую болезнь и получаете, даже через тех же животных. Если вы клюете своих близких, укоряете их, раните им душу — получите птичий грипп. Если вы друг с другом ссоритесь, собачитесь — получите собачий грипп.

Пост и свиной грипп

Может ли нарушение поста спровоцировать болезнь? Разумеется. Не стоит забывать о том, что во время поста мясо животных не вкушают. Если мы возьмем Святое Евангелие, то увидим один очень интересный эпизод.

Когда Господь пришел в Гадаринскую землю, он повстречал бесноватого человека. Там же местные жители пасли свиней. И тогда бесы, мучившие несчастного, попросили у Христа разрешения войти в стадо свиней. Господь попустил им это, бесы вселились в свиней, бросились с обрыва в море и утонули. Это место до сих пор исторически сохранилось, и экскурсоводы, которые сопровождают паломников на Святой земле, всегда его показывают. Когда толкователи разбирают этот эпизод, они обязательно обращают внимание на то, почему бесы вошли именно в свиней. Дело в том, что в Древнем Израиле свинья считалась нечистым животным, и его мясо запрещалось (и запрещается до сих пор) употреблять в пищу. Таким образом, то, что жители Гадаринской земли разводили свиней, было поруганием священных законов того времени. Поэтому, когда с нами случаются всякого рода заболевания, это может быть напоминанием о необходимости соблюдения поста.

Эпидемия свиного гриппа возобновилась как раз во время Рождественского поста 2010/2011 года. Конечно, зимой петербуржцы испытывают авитаминоз, истощение организма, к тому же у нас достаточно тяжелый северный климат. Все это, несомненно, способствует развитию заболеваний. Но мы не должны забывать о том, что есть и духовная причина: пренебрежение постом. Церковь готовит христианина к Рождеству, начиная со дня святого апостола Филиппа в конце ноября вплоть до 6 января. А сейчас Великий пост — сорокадневный путь к Пасхе, к встрече с умершим за нас и воскресшим Христом.

Обратите внимание, что разгар эпидемий, в том числе свиного гриппа — это всегда постное время. Не напоминает ли нам Господь о необходимости соблюдения Своих заповедей? Ибо когда, как не в пост, наиболее удобопреклонно человеку придти в храм Божий. помолиться о себе и своих близких, об их и своем здравии телесном и духовном, и тем самым, быть может. отвратить от семьи болезнь. Постясь, молясь, исповедуясь и причащаясь, человек соблюдает духовную профилактику.

Пост — это подготовка к празднику

В наши дни люди все чаще начинают встречать православные праздники: Рождество Христово, Пасху и прочие. Но опыт духовного празднования утрачен, поэтому праздники церковные часто воспринимаются как  период забав и утех, время веселья. Но веселье имеет разные категории: есть веселье внешнее, как то пляски, гуляния и прочее, а есть внутреннее, духовное. В иерархии православных ценностей духовное веселье, несомненно, занимает более высокое положение, нежели внешнее.

Когда мы говорим о церковном празднике, в особенности о таком великом, как  Пасха Христова или Христово Рождество, нужно думать не о том, как бы повеселиться или вкусно покушать, не о том, чего бы попросить у Господа, но прежде всего задать себе вопрос: а какой дар я сам мог бы принести Христу? И принести его.

Например, вы жили в гражданском браке (по-церковному — в блудном сожительстве), и во время поста твердо решили зарегистрировать свои отношения. Или у вас был официальный брак, но вы жили невенчанными, а после окончания поста повенчались в церкви. Или вы совершали неподобные действия: выпивали, проигрывали деньги, кричали на домашних, унижали подчиненных, — и вот нашли в себе силы остановиться. Любой шаг в сторону добра, в сторону правды Божией — это и есть ваш дар Господу.

Праздник христианский подразумевает не формальное, календарное отмечание, не отдых с семьей на даче, не взрывание петард, а, прежде всего добрый поступок. Для Бога важны сердце и душа человека, а не внешние проявления. Если человек в преддверии праздника посмотрит на себя и постарается принести Христу дар в виде внутреннего изменения себя как личности, тогда он оправдает смысл этого праздника.

Приложение

Что касается чисто медицинских рекомендаций, то они приводятся ниже: Временные методические рекомендации «Схемы лечения и профилактики гриппа, вызванного вирусом типа А/H1N1», для взрослых и для детей.

 Эти официальные документы взяты с сайта Минздравсоцразвития РФ; они подготовлены совместно с НИИ гриппа, НИИ эпидемиологии и микробиологии, «Научно-исследовательским институтом детских инфекций» и НИИ пульмонологии ФМБА России.

При заболевании врачи советуют не тянуть и принимать противовирусные средства с первого же дня болезни. Директор НИИ гриппа в Санкт-Петербурге О. И.Киселев предупреждает: ни в коем случае нельзя принимать аспирин, в то время, как все антигриппины сейчас содержат его! Купить нужно интерферон, арбидол и циклоферон. Именно эти лекарства рекомендованы Минздравом.

 1.  Неспецифическая профилактика гриппа у взрослых

  • Кагоцел — по схеме 2 дня по 2 табл. в день, перерыв 5 дней и еще 2 дня по 2 табл. в день (суточная доза 24 мг);*
  • или Арбидол   — при непосредственном контакте с больным гриппом или ОРВИ - по 200 мг в день в течение 10-14 дней *

 в период эпидемии гриппа и других ОРВИ, для предупреждения обострений хронического бронхита, рецидива герпетической инфекции — 200 мг два раза в неделю в течение 3 недель.*

 или Интерферон альфа-2b в комбинации с Интерфероном гамма – 1 раз в день соответственно по 50000 ME и 100000МЕ через день в течение 10 дней.*

 * Примечание — кроме беременных женщин

 Для беременных (начиная с 14-ой недели беременности) можно использовать Интерферон альфа-2b в суппозиториях по 150000МЕ 2 раза в день (суточная доза 300000ME) в течение 5 суток.

 2. Неспецифическая профилактика гриппа у детей (при угрозе заражения вирусом гриппа и в очагах).

 Арбидол — детям в возрасте 3–6 лет по 50 мг в день, 2 раза в течение 7 дней, детям в возрасте старше 7 лет — по 100–200 мг в день 2 раза в течение 7 дней;

 или Кагоцел — детям с 7 до 12 лет по 24 мг в день, 2 раза в течение 7 дней;

 или Осельтамивир (порошок для приготовления суспензии для приема внутрь или капсулы):

 -  детям от 1 года до 8 лет —  при весе менее15 кгпо 30 мг, от 15 до23 кгпо 45 мг, от 23 до40 кгпо 60 мг, более40 кг– по 75 мг 1 раз в сутки в течение 5 дней;

-  детям старше 12 лет - по 75 мг 1 раз в день в течение 10 дней после контакта с инфицированным, не позднее, чем в первые два дня после контакта; во время эпидемии гриппа в течение 6 недель;

  •  Интерферон гамма в сочетании с интерфероном альфа 2b (лиофилизат для приготовления раствора для интраназального введения, содержимое флакона или ампулы растворяется в 5 мл воды для иньекций): Интерферон гамма применяется в составе комплексной терапии от 0 до 18 лет по 2–3 капли в каждый носовой ход, за 30 минут до завтрака, через день в течение 10 дней. При необходимости профилактические курсы повторяют. При однократном контакте достаточно одного закапывания. Интерфероном альфа 2b — применяется в составе комплексной терапии при контакте с больным и /или/ при переохлаждении в соответствии с возрастной дозировкой: новорожденным и детям до 1 года (разовая доза 1000 МЕ)  по 1 капле; детям от 1 года до 14-х лет — (разовая доза 2000 МЕ) по 2 капли — 2 раза в день в течение 5–7 дней. При необходимости профилактические курсы повторяют. При однократном контакте достаточно одного закапывания. При сезонном повышении заболеваемости в соответствии с возрастной дозировкой утром через 1–2 дня.
  •  Интерферон альфа-2b (суппозитории) (применяется в составе комплексной терапии) - детям до 3 лет по 150000МЕ 2 раза в сутки через день на протяжении 10–14 дней; детям от 3 до 6 лет по 500000МЕ 2 раза в день в течение 10 дней — через день.

 ****************

[1] В 1768 году оспа достигла такого размаха, что под угрозой была царская семья, даже погибли несколько фрейлин. Дальше откладывать прививки сочли невозможным. Из Англии был приглашен известный оспопрививатель Димодаль. Именно ему предложили привить оспу русской императрице Екатерине II и наследнику престола Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I.

Оспенный материал был взят от крестьянского мальчика Маркова, впоследствии получившего дворянство и фамилию Оспенный.

Прививка, сделанная Екатерине и наследнику, должна была стать примером для всех подданных.

Екатерина предложила взять от себя и Павла оспенный материал для прививки другим. Сделано это было не только для того, чтобы защитить себя от оспы, но и для того, чтобы уничтожить предрассудок, будто бы тот, от кого берется оспенный материал, должен погибнуть. Пример Екатерины II подействовал. За несколько дней было привито 140 человек.

В тот же год в Москве был открыт первый дом для оспопрививания, впоследствии преобразованного в Екатерининскую больницу.

При Екатерине II борьба с эпидемиями в России стала приобретать характер государственных мероприятий, непосредственно входивших в круг обязанностей императорского Совета, Сената.

[2] Велико воздействие колоколов на душу и тело человека! Его звон исцеляет душевные недуги, убивает болезнетворные бактерии и обезвреживает вирусы гриппа, желтухи, буквально за несколько секунд уничтожает тифозную палочку в радиусе нескольких километров. Это экспериментально подтвердили ученые. Потому-то и звонили в колокола во время эпидемий круглосуточно, специальным звоном против каждой конкретной хвори. На рубеже 1920–30-х гг. почти все колокола были сданы на переплавку, а колокольные звоны запрещены.  Не связаны ли отчасти и с этим послереволюционные моры и эпидемии тифа?

Изучая свойства колокольного звона, академик Шипунов пришел к сенсационному выводу: «В дореволюционной России потенциал излучения колоколов (особенно по большим праздникам) был настолько большим, что мог отклонить траекторию ракеты средней дальности действия. То есть страна фактически находилась под звуковым куполом!» Вывод основан на математических расчетах. До 30-х годов на территории от Бреста до Владивостока было 1 270 монастырей и 80 000 церквей. Шипунов взял среднее количество колоколов от каждой церкви и сосчитал потенциал их излучения в ультразвуковом диапазоне.

Акустическая волна при звоне колоколов распространяется в форме креста. Это математически вычислили при восстановлении колоколов для храма Христа Спасителя. Звук, спускаясь с небес на землю, словно крестит округу. — Целебник. Православный календарь на 2011 год. — СПб, 2010.

 [3] В молитвах на освящение «кампана, си есть колокола или звона», в части II Требника упоминаются семь серебряных труб, которые Господь повелел создать Моисею для созывания народа к жертвоприношению и молитве, для укрепления мужества войска во время войн. Эти серебряные трубы, в которые трубили израильские жрецы, потрясли стены враждебного Иерихона, так что не только «умными и одушевленными созданиями», но и бездушными, «якоже Моисеевым жезлом и медяною змиею в пустыне», Господь Бог властен творить преславные дела и чудеса «в спасение и пользу верных». На этом основании освящаемому колоколу испрашивается Божие благословение и сила для того, чтобы слышащие его днем или ночью возбуждались к славословию имени Божия и собирались в церковь; чтобы самый звон колокола воздавал славу Богу; чтобы звоном колокола освящался воздух и прогонялись из него все вредоносные силы; чтобы этим звоном утишались и прекращались бури ветряные, грады же и вихри и громы страшные, и молнии; чтобы, наконец, слыша его, верные рабы Божий укреплялись в благочестии и вере и мужественно противостояли «всем диавольским наветам», побеждая их молитвой и славословием. — www.liturgy.ru.