Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

Очередное заседание Общества православных врачей Санкт-Петербурга состоится 19 ноября (вторник) в 18.00 в конференц-зале ПСПбГМУ им. акад. И.П.Павлова. Прозвучат доклады, посвященные этическим проблемам генетики 

Подробнее

ЛЕКАРЬ И ЛЕКАРСТВА — СУТЬ БОЖИИ ТВОРЕНИЯ

статья действительных членов Общества православных врачей Санкт-Петербурга Н. Ф. Жаркова и Т. В. Жарковой, опубликованная в газете Православный Петербург  

Взаимоотношения врача и пациента — вопрос важный, ибо исход болезни зависит не только от тяжести заболевания, верной диагностики и методов лечения, но и от того, доверяет ли больной своему лечащему врачу. Ещё недавно всё сводилось к тому, что больной безоговорочно предоставлял врачу право принимать любые решения за него. Врач же зачастую даже не сообщал пациенту о результатах обследования, скрывал возможную неприятную правду.

В начале XXI века изменилась сама структура оказания медицинской помощи населению. Вместо индивидуального подхода к лечению больного были предложены «Клинические стандарты» и «протоколы». Медицина превратилась из сферы «оказания помощи» в сферу «оказания услуг». Возникло такое понятие, как «информированное согласие», которое следует подтверждать при назначении любой медицинской процедуры, любого вида обследования и лечения. Понятия «милосердие» и «сострадание» в медицине заменили экономическими расчётами. А ведь профессия врача — это даже не профессия, это жертвенное служение Богу и человеку, нуждающемуся в помощи. И, как и прежде, важны понимание, уважение, сочувствие. Когда врач проявляет понимание, больной уверен, что его жалобы услышаны и поняты врачом. Уважение подразумевает признание ценности больного как личности. Сочувствие — ключ к установлению контакта с пациентом.

В последние десятилетия почти вся требуемая информация о больном получается посредством инструментальных методов, благодаря высокотехнологичному медицинскому оборудованию. Однако на протяжении всей истории медицины опытные врачи всегда большое внимание уделяли общению с пациентом и физическому обследованию. Внимательный врач умеет не только слушать, но и слышать пациента. Что же препятствует полноценному общению врача и больного? Поведение и характер пациентов, которых можно условно разделить на: полностью доверяющих врачу; сомневающихся в правильности постановки диагноза и назначенного лечения (в итоге они отказываются принимать лекарства и следовать врачебным рекомендациям); никоим образом не доверяющих врачу. Свои особенности имеют и так называемые православные пациенты — миряне, неофиты, священнослужители и монашествующие. Большую часть из них можно охарактеризовать как «сомневающихся».

Теперь давайте обратимся к наследию свт.Феофана Затворника: «И лекаря, и лекарства Бог создал не затем, чтоб у нас они только существовали, но затем, чтоб ими пользовались больные. Всё от Него; Он попускает поболеть, и Он же окружил способами врачевательными. Если есть долг блюсти Божий дар жизни, то и лечиться, когда есть болезнь». Эти слова актуально звучат и сегодня. А наш современник, старец Ефрем Филофейский, написал книгу воспоминаний о своём духовном отце — старце Иосифе Исихасте (Молчальнике, 1897—1959), местно­чтимом афонском святом. Приведём цитату из книги о.Ефрема «Моя жизнь со старцем Иосифом»: «У нас было много лишений и много телесных бедствий. Боже сохрани, если бы Старец увидел лекарство! Это было бы так же, как если бы он увидел яд. О враче и не упоминай, иначе Старец тебя убьёт. Отрубит голову. «Врач?! Кто тебе об этом сказал? Если ты хочешь врача, ступай в мир. Здесь такого нет. Ты стал иноком — и хочешь врача?! Чтобы стать монахом, ты должен подписаться под словом «смерть». Если ты готов к смерти — оставайся. Ты готов? Тогда не проси у меня врача, не проси у меня лечения, не проси у меня ничего. Либо умираешь, либо уходишь». Лишь к концу жизни старец Иосиф Исихаст изменил своё непримиримое отношение к врачам и медицине. Он признался своему духовному чаду: «Если тебе потребуются врач и лекарства, обращайся к врачам. Этот урок я не мог усвоить все эти годы. Лишь теперь, в старости, я его выучил. Сейчас, когда приблизился к концу, я понял, что надо быть снисходительным. Вы — дети и нуждаетесь в медицинской помощи. Поэтому обращайся к врачу, принимай лекарства и всё, что необходимо».

Ещё в конце XIX века свт.Феофан Затворник, отвечая на вопрос родственников больного, «что делать, когда настигла болезнь», ответил: «Пусть молится и просит Господа вразумить лекарей, чтобы и болезнь угадали, и лекарства должные придумали. Ибо Гос­подь лечит. Лекари — Богоорудия».

Теперь остановимся на таком понятии, как «православный врач». Неофиты, новоначальные в Православии родители, но чаще всего даже не родители, а безгранично любящие своего дитятку бабушки, ожидают от православного врача особенных рекомендаций, необычных действий и непременно желают мгновенного чуда исцеления. Ответим на это словами свт.Феофана: «Лекаря Бог сотворил, и лекарства суть Божии творения. Лекарь не сам лечит, а Бог чрез него лечит. Бог внушает лекарю, и он прописывает настоящее лекарство. А когда Бог не помогает лекарю, не знаю, попадает ли кто из них тогда на настоящее лекарство...»

Да, православный врач несёт ответственность перед Богом и пациентом за все свои действия. Он просит Божией помощи в правильной постановке диагноза и содействия в грамотном ведении больного. Со своей стороны православный врач надеется на добрые слова и искреннюю молитву о нём пациентов и их близких.

Огромная ответственность ложится на врача при лечении детей. Врач-педиатр в большей степени имеет дело не с самим больным, а с его родителями. И врачу необходимо учитывать не только физическое состояние маленького пациента, его психологический настрой, но и настрой его родителей, уровень их образования и профессию. При болезни ребёнка роль пациента зачастую берут на себя его родители, бабушка или дедушка, именно поэтому они часто идеализируют врача, наделяют его «магическими» способностями, благодаря которым тот, по их мнению, просто обязан справиться с любым недугом в кратчайшие сроки. Когда же этого не происходит и выздоровление затягивается, родственников охватывают страх и паника, вслед за которыми начинаются походы по врачам разных специальностей, поиски «истинных» ответов в Интернете, визиты к «народным целителям», экстрасенсам. Всё это затягивает лечение, затрудняет выздоровление и зачастую ведёт к ухудшению состояния маленького пациента и возможному развитию осложнений. Родителям следует учитывать, что характер ребёнка податливый, детки легко внушаемы. Поэтому любящий родитель может убедить своего малыша, что он скоро поправится и своей спокойной уверенностью помочь его выздоровлению. Замечено, что у истеричных, рыдающих мам дети поправляются плохо.

Самый частый вопрос, который слышит на приёме детский врач, — «Почему мой ребёнок заболел?» или «Почему он часто болеет? Ведь в него столько вложено: и еды, и одежды, и игрушек...» Ответим так: «Родственникам следует пересмотреть свои взгляды на саму болезнь и причины её возникновения. Крепкий ребёнок не тот, который никогда не болеет, а тот, организм которого быстро справляется с сезонными простудами, легко переносит капризы погоды. Поэтому закаливание ребёнка, именно ослабленного и часто болеющего, — насущная необходимость».

С самого зарождения педиатрии как врачебной науки и практики детский врач не только оказывал помощь ребёнку во время болезни, но был советником семьи по уходу за ребёнком, его питанию и воспитанию. Врач становился как бы членом семьи.

Сложившаяся в СССР система медицинской помощи по территориальному признаку (участковая) также была прогрессивной формой медицинской помощи. Участковый педиатр знал всех своих пациентов; он не только лечил, но был знаком с условиями жизни семьи. В результате в народе укоренилось мнение, что полную ответственность за здоровье ребёнка несёт только врач. Но именно родители и, в конечном итоге, государство несут ответственность за то, какого качества пищу едят наши дети, каким воздухом дышат, как воспитываются в семье и в детских учреждениях, какие возможности имеют для отдыха и укрепления здоровья.

Врач же несёт ответственность только за свои действия, методы лечения либо строго отвечает за своё бездействие.

Сегодня всё чаще врачу-педиатру приходится общаться с молодыми мамами и папами, которые вообще ещё не готовы быть родителями. У таких семейных пар нет понятия об ответственности за свою семью, о долге перед собственными родителями и перед своими маленькими детьми, то есть полностью отсутствуют духовно-нравственные ориентиры в жизни.

Особенно видна вся сложность взаимоотношений врача и родителей в нашей стране на примере профилактических прививок. То, что они необходимы, знает каждый врач. Но нередко родители отказываются прививать своих детей, черпая сомнительные сведения с антипрививочных сайтов Интернета. В других случаях, вернувшись из больницы домой, ребёнок перестаёт получать назначенное лечение, поскольку взрослые решили, что таблетки вредны, и… отменили их. В такой нелёгкой жизненной ситуации вновь даёт нам разъяснения свт.Феофан: «Врач не виноват в неуспехе лечения, когда больной не слушает его указаний и не употребляет прописываемых ему лекарств». А затем мягко вразумляет: «Бог послал болезнь. Благодарите Господа, потому что всё, что от Господа бывает, — к добру. Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления пред Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный».

Николай и Татьяна ЖАРКОВЫ, врачи-педиатры высшей квалификационной категории,
Общество православных врачей СПб имени свт.Луки (Войно-Ясенецкого)

http://www.pravpiter.ru/pspb/n326/ta014.htm