Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

5 марта 2024 г в 17.00 состоялся Всероссийский научно-практический семинар «Экологические, медицинские и педагогические аспекты демографической ситуации в России»

Подробнее

Интервью с протоиереем Сергием Филимоновым Председателем ОПВ СПб им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского. Журнал «Народный лекарь» №1, 2003.

Священник отец Сергий (Сергей Владимирович Филимонов) – настоятель православного больничного прихода Святого великомученика и целителя Пантелеимона-на-Ручье и, одновременно, практикующий врач, кандидат медицинских наук. Отец Сергий является председателем Общества Православных врачей Санкт-Петербурга, автором ряда книг, среди которых «Православный взгляд на онкологию», автором-составителем книги «Православная Церковь и современная медицина». С отцом Сергием беседует журналист Елена Егорова.

Отец Сергий, как можно разделить и классифицировать все существующие заболевания и какие болезни непременно должны лечиться под покровом церкви?

Болезни бывают телесные, душевные (психические) и духовные. Телесные болезни – это такие, при которых страдает тело, нарушается нормальное функционирование органов и систем организма. При душевных заболеваниях страдает психика человека и его поведение не укладывается в рамки общепринятого поведения. Особый род болезней представляют собой болезни духовные, при которых страдает и дух человека, и его душа, а нередко и тело.

Мы все часто упоминаем слово «душа», однако всегда ли мы его правильно понимаем? Что же такое – душа?

В сознании людей нередко человек ошибочно уподобляется сосуду с несмешивающимися жидкостями, где тело и душа, подобно несмешивающимся жидкостям, существуют раздельно, изолированно. Однако душа обозначает всего человека, а не является его частью. Душа не обитает в теле, а выражается телом, которое, в свою очередь, как и плоть, обозначает всего живого человека. Несомненно, что душа нуждается в теле, а тело – в душе. Отличие человека от других тварей в том, что он органично соединяет в себе два мира – материальный и духовный; именно поэтому процесс их разделения, или смерти, так страшит человека. Душевными заболеваниями занимается психиатрия. Однако в области психотерапии наиболее плодотворным оказывается сочетание пастырской и медицинской помощи душевнобольным, безусловно, при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника. Психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольной является носителем образа Божия, оставаясь нашим собратом. Такой больной также нуждается в нашем сострадании и помощи. Нравственно недопустимы психотерапевтические подходы, основанные на подавлении личности больного и унижении его достоинства. В особых случаях лечение душевнобольных требует как изоляции, так и других форм принуждения, но всегда следует исходить из принципа возможно меньшего ограничения свободы пациента. 

Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, о духовных заболеваниях.

При духовных заболеваниях, как я уже говорил, в первую очередь страдает дух человека. Что такое дух? Четкое определение дать сложно, и у святых отцов есть очень много определений этого понятия. С моей точки зрения, чрезвычайно удачно краткое определение Григория Богослова, согласно которому дух есть душа, обогащенная Божественной благодатью, несущая в себе частицу Божества. Человек, живущий по-христиански, в соответствии со святыми Божьими заповедями, имеет добрый (здоровый) дух, а злой (поврежденный, нездоровый ) дух - у человека, совершающего грехи, живущего греховной жизнью. Таким образом, духовными болезнями являются грехи, страсти и пороки, отделяющие нас от Бога. Например, гордость, тщеславие, лень, печаль, гневливость, чревоугодие, блудная страсть. Вследствие повреждения здорового духа душа становится одержима нечистыми страстями, а тело через это наследует различные болезни. Лечением таких заболеваний не могут заниматься ни врач, ни психиатр – ведь очистить от грехов, наполняющих душу, может только священник во время совершения таинства покаяния, так как только ему дана от Бога на это особая власть и сила. 

Все наши болезни – расплата за грехи?

Не всегда. Болезни могут иметь различный характер и, так сказать, различное назначение. Один вид болезней может являться для человека вразумлением, такие болезни подаются человеку для того, чтобы он перестал грешить. Другой – для предохранения его от еще не совершенного зла. А есть болезни, которые могут подаваться человеку праведному для испытания глубины и силы его веры и для принесения человеку венцов за терпение креста болезней, как это было, например, со святым праведным Иовом. Болезни могут посылаться и по четвертой причине – к славе Божией. Ведь на человеке, исцелившемся посредством святой молитвы, святого образа или святых мощей, восторжествует имя Божие. Бывает еще один вид болезней, эти болезни предназначены для того, чтобы человек искупил те грехи, которые совершены им по неведению или о которых он забыл. Они посылаются как средство очищения.

Почему в наши дни так много болеет молодежь?

Это связано с тем, что в современном мире умножился грех, появилось много разновидностей греха. Сейчас нередко в детском возрасте совершаются такие грехи, которые раньше совершали люди только во взрослом возрасте. Например, случается, что в 9 лет начинают колоться наркотиками, в 10-14 лет – жить половой жизнью.

Грех «помолодел» - и болезни «помолодели».

Да, это так и приводит к тому, что каждое последующее поколение рождается все более и более нездоровым, а грехи, совершенные и нераскаянные в одном поколении, переходят в следующие поколения.

Что следует делать человеку, если он заболел?

Следует прибегнуть к Богу с молитвой, попросить у Господа помощи, облегчения страдания. Потом просить, чтобы Господь послал врача, который бы разобрался в болезни и смог поставить правильный диагноз. И, конечно, следует прибегать к святыням: вкушать святую просфору, помазаться святым елеем, принимать внутрь и кропиться святой водой, читать молитвы святым угодникам Божиим, помогающим в болезни, особенно святому великомученику Пантелеимону, и положиться всецело на Промысел Божий.

Иногда люди не идут к врачу, считая, что болезнь дал Бог, и, если Ему будет угодно, Бог ее и исцелит. Правы ли эти люди?

Нет, они поступают неправильно. Ведь Господь создал врачей для того, чтобы они исцеляли больных людей, распознавали болезни и находили пути их излечения. Поэтому больные люди, игнорирующие врачей, избегающие их, совершают грех против своего собственного здоровья.

Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, о целительной силе святой воды, освященного елея, артоса и святой просфоры.

Начну со святой воды. Если простой воде свойственно очищать телесные скверны и утолять жажду, то святой воде свойственно вместе с телом очищать душу, освящать, духовно орошать. У каждого верующего человека дома имеется святая вода – Богоявленская святая вода или святая вода малого освящения. Богоявленскую воду следует пить только натощак, причем в небольшом количестве – достаточно одной чайной ложки. Пейте ее утром с молитвой «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». В случае болезни можно сделать исключение и принимать Богоявленскую воду по мере необходимости. Эта вода обладает огромной целительной силой – известно много случаев, когда даже несколько ее капель изменяли ход болезни, приводя в чувство тяжелобольных, находившихся в бессознательном состоянии. Однако следует помнить, что целебные свойства святой воды целиком вызваны действием Божией Благодати, и святая вода тем больше оказывает нам помощь, чем сильнее наша вера. При болях различной локализации, в том числе и при головных болях, хорошо приложить к больному месту компресс, смоченный Богоявленской водой, при бессоннице и мучительных тяжелых снах также можно выпить немного Богоявленской воды. Воду, освященную на малом водосвятии, можно пить в любое время, не обязательно натощак. Заболевшему человеку желательно пить ее в небольшом количестве перед едой, но можно добавлять и в питье, потребляемое после еды. Святой водой можно смачивать, больные места, кропиться самому и окроплять свои вещи, палату, больничную койку, пищу. 

Елей – это оливковое масло, которое употребляют в Церкви?

Да, хотя это может быть и любое другое освященное растительное масло. Теперь подробнее о елее. Освященный елей обладает огромной исцеляющей мощью. Для больного особенно целителен елей, который освящен во время соборования, литии. Им можно помазываться, его хорошо добавлять в пищу. Особенно большую исцеляющую силу имеет елей из лампад со святых мест, от мощей Святых и от Чудотворных икон. Святыню в виде кусочка ватки или ткани, пропитанного елеем, можно прикладывать к больному месту. Когда ткань станет непригодной к употреблению, ее необходимо сжечь, а выбрасывать в мусор ее нельзя. Артос – хлеб, освященный в субботу первой недели после Пасхи; специально освящается для больных один раз в год. Потребляется во время болезни натощак после святой воды. В храме можно попросить артос у священнослужителей и получить его домой. Святая просфора – маленький хлеб, из которого вынута частица о здравии или упокоении во время проскомидии на литургии в церкви. Скорейшему выздоровлению после операции способствует ежедневное потребление артоса, святой просфоры и святой воды, а также помазание себя святым елеем от мощей Божиих угодников и от Чудотворных икон. 

Какую помощь во время болезни может оказать крест и крестное знамение?

В больнице мы должны как можно чаще использовать крестное знамение в качестве всемощного оружия и защиты от вражеских поползновений: осенять крестом пищу, питие, лекарства, а также предметы обихода и свою постель. Вечером, перед сном, осените крестом палату на все четыре стороны света.

Отец Сергий, а как быть больному человеку, если ему ничто и никто не может помочь?

В этом случае следует стараться благодушно и терпеливо переносить болезнь и обязательно помнить о том, что Господь не возложит на человека креста, который тот не сможет понести.