Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

23 мая в 18.00 состоялось заседание ОПВ СПб на тему: "Сложность прогнозирования восстановления сознания у пациентов в вегетативном состоянии", "Духовная помощь больным в коме"

Подробнее

  • Как во время болезни можно применять животворящие святыни Церкви?
  • Как можно священника пригласить домой (например, к тяжело больному человеку), как подготовиться к его приходу?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Священника можно пригласить домой из любой церкви. Священники соглашаются или не соглашаются идти домой в зависимости от своей занятости на приходе. К тяжелобольному не откажется прийти не один батюшка. Лучше приглашать священника из ближайшего храма. Для этого надо подойти к батюшке, на которого пал ваш выбор, после службы и договориться на конкретный день и время. Накануне прихода батюшки следует навести порядок в квартире, сделать уборку в комнате, где находится больной, переодеть его в чистую одежду и постелить чистое постельное белье. Около святого уголка (если он есть) расчистить стол, приготовить чистую скатерть, свечи, т.е. сделать все, чтобы священник, прийдя домой, имел возможность благоговейно разместить святые предметы, церковную утварь и Святые Дары, принесенные для причащения больного. Накануне, посоветовавшись с батюшкой, следует приготовить своего родственника к исповеди, прочитать ему “Правило ко святому причащению”.

    После того, как таинство совершится, будет уместно благодарно пожертвовать что-либо на храм, где служит батюшка, и какие-либо средства ему самому, попросив его помолиться за больного.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница», 2003.)
  • Как поступать близким тяжело больного, умирающего человека, который и слышать не хочет о том, что ему необходимо исповедаться, причаститься?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    В этом случае родственники больного должны молиться Богу о вразумлении своего тяжело страждущего, умирающего родственника, о том, чтобы Господь открыл ему свет истины и дал возможность подойти к таинствам исповеди и причастия. Необходим разговор, терпеливая беседа со своим родственником, терпеливые молитвы за него. В таких случаях лучше всего помолиться святому апостолу Иоанну Богослову, или родственники могут читать Псалтирь о вразумлении своего страждущего близкого.
    (Опубликовано в Журнале «Народный лекарь», 2003.)
  • Что такое соборование и проводится ли оно сегодня в больницах?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Таинство соборования проводится сегодня в больницах, причем как индивидуально, так и в группах. Таинство соборования (по-другому в богослужебных книгах оно называется елеосвящением) установлено Господом Иисусом Христом. Соборование – это таинство исцеления, также это и таинство покаяния, потому что во время соборования человеку прощаются грехи, совершенные по неведению или грехи забытые, но не сокрытые сознательно.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)
  • Можно ли совершать таинство соборования над человеком, находящимся без сознания или в состоянии психического расстройства?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Можно, но только в том случае, если человек до того момента, как он потерял сознание, изъявлял желание, чтобы над ним было совершено это таинство.

    Психическое расстройство не является противопоказанием для таинства соборования.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)
  • Наша мамочка и бабушка всю жизнь была для нас примером. Ее доброта, душевная щедрость согревали не только родных, но и, порой, совсем незнакомых людей. Она всегда старалась нам всем помочь и ничего не требовала взамен. Когда ее годы перевалили за 70, появились болезни. Она их стоически переносила, просила помощи у Господа, и до 82 лет ее жалобы мы слышали крайне редко. По примеру своих родителей (а они были верующие люди), она своевременно причастилась, прошла обряд соборования, подготавливала себя к жизни небесной. Но мы, искренне любя маму, решили, что рано еще ей отправляться в мир иной. Обратились к ведущим специалистам, раздобыли новейшие лекарства, начали активно ее лечить. И даже не заметили той грани, когда, после приема очередной таблетки, начал исчезать свет ее душевной теплоты. Он мерк, мама уже не узнавала близких, жила в каком-то своем мире, присутствовала только физиология – поесть, справить естественные нужды… Мы предприняли все меры, чтобы обеспечить маме долголетие и, тем самым, обрести лад и покой для своей души. Но сделали ли лучше, вторгаясь в естественный ход бытия, для своей мамы? Этот вопрос мы не обсуждаем в кругу семьи, каждый его носит в своей душе и «болеет» им. Возможно, наши лучшие побуждения – это грех, ведь мы пошли наперекор божественному предначертанию. Батюшка, если мы виноваты, каким должно быть наше искупление?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Как любящие родственники, вы сделали по-человечески все, что могли. Однако с духовной точки зрения, конечно же, поступили эгоистично. Вы сделали не как лучше маме, а как лучше себе. Надо помнить, что христианин должен уходить из этого мира, если позволяют обстоятельства, в ясном разуме и сознании, молясь Богу. «Загрузить» его нейролептиками – значит лишить этого важного момента «непостыдной, мирной, христианской кончины». Некоторые христиане умирают без сознания или в коме – но это другое, это результат болезни, а не «творчество» родственников. То, что на вашей душе лежит тяжесть, ясно свидетельствует, что вы поступили неправильно. Надо было сперва посоветоваться со священником и испросить волю Божию. Поэтому вам следует прийти в храм и покаяться, поисповедоваться в этом грехе и больше так не поступать.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)
  • Как правильно подготовится православному человеку к лечению в больнице? Как вести себя накануне операции?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    "В болезни, прежде всякого другого дела, должно поспешать очиститься от грехов в таинстве покаяния и в совести своей примириться с Богом" (св. Феофан Затворник).

    Меня часто спрашивают, какие книги и иконы лучше всего взять с собой в больницу. Из книг лучше всего взять с собой святое Евангелие, а также одну из книг святых отцов – ту, которая больше всего в данный момент по душе и которую хотелось бы изучить за время болезни. А из икон лучше всего взять складень с изображением Спасителя, Божией матери, икону своего Ангела-хранителя и своего небесного покровителя. Если есть какой-либо избранный святой, который покровительствует вашему роду, семье или непосредственно вам, то возьмите с собой и его икону для того, чтобы просить его святых молитв.

    Особого молитвенного правила для больных людей, находящихся в больнице, не существует. Если есть возможность прочитать утренние и вечерние молитвы, то их следует прочитать. Если состояние здоровья не позволяет (например, в послеоперационный период), то надо прочесть столько молитв, сколько можете. Если вы не помните на память, то можете восполнить это чтением молитвы Господней или молитвы Пресвятой Богородице.

    Если, попав в больницу, вы хотите очистить свою душу и совесть таинством покаяния, то можете воспользоваться для этого такими простыми книгами, как «В помощь кающемуся» святителя Игнатия Брянчанинова или «Первая исповедь в больнице». Для того чтобы разобраться, как правильно исповедоваться и очищать свою душу, можете прибегнуть за помощью к священнику, окормляющему больницу, в которой вы находитесь.

    Иногда меня спрашивают, можно ли осенять крестным знамением лекарства, которые мы принимаем. Ответ на этот вопрос краток: не только можно, но и нужно.

    Если вам предстоит операция, то надо понимать, что страх перед операцией является естественной реакцией самосохранения человека. Душа каждого человека перед операцией томится и страждет. Как же уменьшить это чувство страха? Начните с того, что помолитесь Господу, чтобы Он благословил операцию, если Ему это угодно; если же не угодно – чтобы отвел ее или перенес на другое время, когда операция пройдет без осложнений и послужит во благо и во исцеление. Помолившись и положившись на волю Божию, далее воспринимайте все безропотно, ибо нет молитвы, Господом не услышанной.

    Вечером накануне операции, следует помолиться за всех медиков, которые примут в ней участие, затем прочитать вечернее молитвенное правило и лечь спать. С утра следует прочитать утренние молитвы и далее до самого момента операции молиться непрестанными короткими молитвами: «Господи, помилуй! Господи, благослови! Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!»

    Многих волнует вопрос, можно ли снимать с себя крестик на время операции, если на этом настаивает хирург. Если врач требует, чтобы вы сняли крестик на время операции, то постарайтесь убедить его, чтобы он не заставлял вас как человека православной веры это делать. Однако если вы видите, что разгорается спор, скандал, то в этом случае лучше снять крестик или перевесить его на кисть руки, либо на палец, также в этом случае можно попросить анестезиолога положить ваш крестик во время операции рядом с вами на анестезиологическом столе.

    Как быть человеку, которому поставили диагноз «рак» и после выписки из больницы направили к онкологу? Прежде всего, посоветую такому человеку сохранять спокойствие, так как только в 30% случаев злокачественность образования подтверждается в дальнейшем лабораторно. Поставленный в общепрофильной больнице предварительный диагноз в дальнейшем следует подтвердить в онкологическом учреждении. Также посоветую такому человеку не затягивать с визитом к онкологу (даже при хорошем самочувствии), так как, если действительно имеет место онкологическое заболевание, может быть упущено время для эффективного лечения болезни.

    В заключение хочу сказать, что польза от обращения к Богу во время болезни несомненна, однако получать ее нередко мешают лень и атеистическое воспитание.

    Молитва Господня
    Отче наш, Иже еси на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

    Молитва Пресвятой Богородице
    Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

    Более подробно о том, как правильно вести себя в больнице, накануне операции и прочее Вы можете узнать из книги «В помощь болящему».
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)
  • Расскажите поподробнее о больничном храме Державной Иконы Божией Матери, настоятелем которой, является Председатель ОПВ СПб, прот. Сергий Филимонов.
  • Можно ли в больнице во время поста вкушать мясо и другие скоромные продукты, если их дают в столовой и приносят в передачах?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Согласно учению святых отцов, болезнь подается человеку вместо поста. Целью поста является обуздание и смирение тела. Болезнь же сама вменяется в пост, поэтому во время болезни пост человеку послабляется. Если по медицинским показаниям человеку необходимы мясные продукты или скоромное, то их следует вкушать во время болезни, несмотря на пост. Попав в больницу, человек должен спокойно вкушать все, что ему подается и благодарить Бога за посланную ему болезнь.

    Следует понимать, что смыслом любого поста является не слепое утеснение в пище, а сострадание со Христом и за Христа. Если болезнь переносится с благодарением Богу, то принимается Им равнозначно посту.

    Святой Феофан Затворник говорил, что Бог ни от кого не требует трудов сверх силы и что болезнь вменяется вместо поста и ценится даже более его. Таким образом, самое правильное и разумное для болящего не творить свою волю, а исполнять заветы святых отцов, наставления своих духовников и есть все, что дают в больничной столовой, а также приносят, посоветовавшись с лечащим врачом, близкие.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)
  • Отец Сергий, нередко можно услышать, что таинство соборования над больными совершается в самых крайних случаях, незадолго перед смертью. Разъясните, пожалуйста, кому и в каких случаях можно прибегать к этому таинству?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Действительно, ни с каким таинством не связано столько предрассудков, как с соборованием. Чего только не услышишь иной раз от прихожанок, мнящих себя знатоками Церковного Устава! Говорят, что после соборования нельзя мыться, есть мясо, нужно поститься по понедельникам; а главное – что принимать это таинство можно только умирающим. Все это неправда.

    Таинство соборования, или елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, установлено Господом Иисусом Христом. В Евангелии от Марка мы читаем, как апостолы проповедуя по всей Палестине, мазали больных маслом и исцеляли их. Наиболее полно сущность этого таинства раскрыта апостолом Иаковом в его Соборном послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он содеял грехи, простятся ему» (Иак. 5, 15-15).

    Елеосвящение – таинство исцеления. В нем невидимой благодатью прощаются грехи и облегчаются и исцеляются болезни души и тела. Православный писатель XIX века Е. Поселянин писал: «Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью… Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, – я могу прибегнуть к соборованию».

    Но и в телесной болезни человеку также необходимо обращаться к Богу с молитвой, не надеясь только на врача, который есть орудие Божиего Промысла.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)
  • Таинство соборования еще называют елеосвящением. Расскажите, пожалуйста, подробнее о святом елее?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Святой елей – освященное масло (растительное). Освященный елей многомощен. Разъясняя это, Симеон Солунский говорит: «Я узнал, сколько величайших и Божественных даров заключает в себе святой елей: в нем избавление от болезней, оставление грехов; он податель освящения, Божественного укрепления и, наконец, приводит в Царство Небесное… Хотя он и простой, но исполнен благодати чрез призывание на него имени Божия: ибо где призываете Бога, там все Божественно и все имеет силу Божию. Иереи суть лица Божественные, получившие в рукоположении силу Божию; посему елей, нам благословленный иереями посредством призывания Бога, Божественен и свят, и исполнен Божественной благодати Св. Духа».

    Елей освящается во время разных треб, но для больного важен тот, который освящен во время соборования. Им можно помазываться и добавлять в пищу.

    Большую силу имеет елей из лампад со святых мест, от мощей святых, чудотворных икон. Ими желательно только помазываться (чело и больные места – крестообразно).

    Причем, чем острее и выраженнее симптомы заболевания, тем чаще нужно прибегать к святыням с верою и упованием на Бога.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)
  • Как правильно помазываться святым елеем?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Святыня в виде ваточки или кусочка ткани, пропитанного елеем, может прикладываться к больному месту. Когда ткань испачкается и станет негодной к употреблению, ее положено сжечь. В мусор выбрасывать нельзя.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)
  • Где можно собороваться? Как происходит таинство?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Обычно соборование совершается на дому, у постели болящего, но Великом посту оно бывает в храмах. В ходе таинства, которое совершают несколько священников («собор»), освящается елей, прочитывается 7 отрывков из Посланий Апостолов и Евангелий, 7 пространных молитв. После каждого чтения батюшка помазует соборующимся голову, грудь, руки и ноги. Елей – образ милости Божией, любви и сострадания.

    Кроме исцеления от болезней, елеосвящение дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно). По немощи память человек может исповедать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность соборования.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)
  • Совершается ли таинство соборования в больнице? Можно ли соборовать больного, находящегося без сознания?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Соборование в больнице совершается и часто носит индивидуальный характер. Степень тяжести состояния пациента и возможность удерживать свое сознание адекватным накладывает свой отпечаток на совершение этого таинства – у постели больного, в отделении реанимации, палате интенсивной терапии или общей палате. Над пациентом, находящимся в безсознательном состоянии таинство соборования можно совершать только в том случае, если он ранее выражал сознательное желание собороваться. То есть если больной хотел принять таинство тогда, когда мог отдавать отчет в своих поступках.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)
  • Можно ли собороваться здоровому человеку?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Физически здоровые люди могут прибегать к этому таинству только с благословения священника.
  • Как следует вести себя православному человеку при серьезной болезни?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Если началась серьезная болезнь, в первую очередь следует молиться, просить помощи у Господа, как этому учил преподобный Нил Синайский: «Прежде всякого лекарства и врача прибегай к молитве». Потом следует помолиться, чтобы Господь послал врача, который бы разобрался в болезни, смог поставить правильный диагноз; о том, чтобы Господь сделал врача своими руками, и о том, чтобы не от себя творил, а так, как благословлено свыше. Молиться нужно и во время болезни; прибегать к святыням: вкушать святую просфору, помазываться святым елеем, принимать внутрь и кропиться святой водой, читать молитвы святым угодникам Божиим, помогающим в болезни, особенно святому великомученику Пантелеимону, и положиться всецело на Промысел Божий.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)
  • Если не помогают ни лекарства, ни доктора, и болезнь все тянется, принося новые страдания во время обострений – что делать?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоиерей Сергий Филимонов:

    Следует стараться благодушно переносить болезнь, терпеть приходящие страдания и помнить о том, что Господь не возложит на человека креста, который тот не сможет понести. Поэтому следует терпеть, молиться и просить у Господа укрепления души для перенесения имеющегося недуга.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)

Задать вопрос

Диспетчер

 

тел.: +7 (812) 293-27-51

моб.тел. 8 911 799 03 02

e-mail: dispatcher.opv@gmail.com

 

Диспетчерская служба работает

по расписанию:

понед. 10.00 -18.00

вторн, ср, чт, пятн. 10.00 -15.00

 

Автоответчик работает круглосуточно

Ответственный секретарь

Тел.: (812) 334-15-88

e-mail:opvspb@mail.ru

Наши партнеры

           
Православный телеканал «Союз»       СТАВРОС 

        

        

       

                                  Российский медицинский научно-практический портал