Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

5 марта 2024 г в 17.00 состоялся Всероссийский научно-практический семинар «Экологические, медицинские и педагогические аспекты демографической ситуации в России»

Подробнее

  • Чем определяется глубина веры?
    Глубина веры определяется познанием своей немощи. А она, в свою очередь, неразрывно связана с покаянием. И конечно же, глубина веры зависит от того, насколько человек вверяет себя в руки Божьи.
  • Как понять, что человек впал в прелесть?
    Есть такая опасность: человек думает, что, молясь по 3 часа кряду, кладя сотню поклонов или вычитывая каждый день по три акафиста, он духовно преуспевает. Но преуспеяние совсем не в этом. Оно во внутреннем изменении. Известен случай, когда один монах клал по тысяче земных поклонов в день. По тысяче! Мы с вами по три поклончика кладем, и то нам тяжеловато. Но, как оказалось, он все делал без благословения, поэтому все духовные усилия лили воду на мельницу его гордости. Когда об этом стало известно его духовнику, тот благословил его делать всего пятьдесят земных поклонов в день. И как ни странно, тысячу поклонов монах делал легко, а всего на пятьдесят сил у него не было, это оказалось ему очень и очень трудно. Поэтому всегда помните: все, что вы делаете по благословению, развивает смирение и терпение, а что без благословения — гордость. Та же опасность подстерегает каждого из нас. Даже участие вот в этом проекте «С открытым сердцем» может послужить вам не ко спасению, а к погибели. Запомните: если оно не станет вашим приношением Богу, если вы начнете внутренне гордиться и приписывать себе какие-то заслуги, то потеряете благословение Божие, которое должно на вас почивать. Гордость сгубит все, сожжет дотла. Известен случай с монахом Псково-Печерского монастыря, который в состоянии клинической смерти увидел плоды всех своих трудов, скинутыми в ров подобно мусору. Представьте себе! Многие годы подвижничества оказались выброшены на духовную помойку, ибо основой их были гордость и своеволие. Когда мы что-либо делаем без воли Божией, не испрашивая благословения духовника, то можем попасть в очень опасную ситуацию. Монах, самовольно клавший по тысяче поклонов, был психически здоров, но находился в прелести, потому что он выбрал неправильный путь. Греческий термин «метанойя» переводится по-разному. Митрополит Афанасий Лимассольский считает наиболее достоверным его значение — «точное попадание в цель». Кто стрелял из лука или кидал дротики, играя в дартс, тот понимает: не попал в цель, значит мимо! Так вот прелесть — это когда все мимо. Человек думает, что идет по истинному пути, что кладет по тысяче поклонов и духовно совершенствуется. А на самом деле нет в нем послушания, смирения, покаяния. И получается, что время теряется впустую, а подвиг мнимый. Но видите, Господь жалеет нас, открывает глубину падения, показывает помойный ров с нашими достижениями, посылает к духовно опытным людям.
  • Что такое "прелесть"?
    Слово «прелесть» происходит от русского слова «лесть» — иллюзия, обман, ложь. Прелесть — это пребывание в иллюзорном, обманчивом состоянии, которое не соответствует действительности. Это как мираж. Человеку кажется, что у края горизонта оазис с водой, он идет туда, идет, идет — доходит, а там песок. И погибает. Есть такие артефакты природные. А прелесть — это духовный артефакт. Человеку кажется, что он совершает все правильно, а на самом деле он творит вещи не Божии, идет духовно пагубным путем. Как правило, самодиагностика этого состояния затруднена. Нам сложно критично смотреть на себя. Но окружающие могут нам о нем сказать. Существует два вида прелести: просто прелесть и мнение. Причем, как говорит святитель Игнатий Брянчанинов, мнение — это необратимое состояние: человек не может разлюбить в себе человека. Помните, была такая песня: Я на тебе никогда не женюсь, Я лучше съем перед загсом свой паспорт. Я улечу, убегу, испарюсь, Но на тебе ни за что не женюсь… Так вот, прелесть — это именно такое состояние, совершенно ненормальное, неадекватное. Люди, в нем пребывающие, свои паспорта с шестерками выбрасывают, карточки пенсионного страхования рвут и сжигают. Но есть же Церковь, есть Святое Евангелие, Священное Писание, есть постановления Соборов. Если люди поступают так, как лично им видится верным, в отрыве от церковной традиции, значит, они впадают в прелесть. Можно охарактеризовать прелесть и как помрачение. Все мы находимся в этом состоянии, всем нам присуща та или иная степень помрачения… Мы смотрим на мир, словно в кривое зеркало. Прелесть — это как в сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева». Андерсен — очень умный христианский писатель. В «Снежной королеве» много христианских вещей и понятий, в советское время их все повырезали. Когда осколки этого бесовского зеркала попадают в глаз и сердце, человек начинает видеть и чувствовать неправильно, искаженно. В том числе и вещи духовные. Мы живем во мраке. По мере того, как человек, прибегая к Таинствам, постепенно преображается, его ум, его душа светлеют и он, скажем аккуратно, совершает меньше ошибок, чем мог бы. Такое происходит со многими. Известны сектанты, которые в пещеры забираются, под землю уходят, сами себя и друг друга умерщвляют. Многочисленные секты — самое яркое проявление неправильного понимания духовной жизни. Признак прелести — поступки, не соответствующие евангельскому духу, когда на словах одно, а на деле совершенно противоположное. Есть некоторые люди, которые ходят в церковь по двадцать-тридцать лет, но живут не по Евангелию. Заповеди нарушает, как хочет, унижает и оскорбляет других, не мирится, не прощает, мстит и все прочее. Что же до медицинской стороны дела, то прелесть часто проявляется психическими нарушениями. Состояние прелести может перейти и часто переходит в психическую болезнь. Бывает, люди приходят в Церковь и начинают жить по двойному стандарту. Классический пример — Иуда Искариот. Он и жил, и мыслил по двойному стандарту, хотя был ближай- шим учеником Христовым. И чем это окончилось? Предательством, потом самоубийством. Из практического пастырского опыта я могу засвидетельствовать, что у всех, кто живет в Церкви двойным стандартом, на каком-то этапе начинаются явные отклонения, и если они вовремя не остановятся, то развивается настоящее манифестное психическое заболевание. А дальше им дорога в психиатрический диспансер. Случаи умопомешательства нередки в монастырях, даже на Афоне. В этом состоянии безумия люди бросаются в пропасть, прыгают в колодцы, со стен — и погибают. Причем такие состояния случаются даже у людей высокой духовной жизни. Профилактика прелести — смирение и покаяние, слышание голоса Церкви. Обратное ведет к очень печальным последствиям. Любое общество, и молодежное в том числе, если оно варится в собственном соку и не смиряется с тоном, который задает камертон Церкви, может оказаться в прелести. Вот почему важно, чтобы у каждого сообщества был духовник, а руководители были людьми церковными, каялись и просили благословения священноначалия. Это очень серьезно! Вот вам домашнее задание: прочитайте очерк Сергея Фуделя «У стен Церкви». Он мало известен в нашей стране, потому что он жил в эмиграции. Он не священник, он мирянин, очень глубокий человек. В этой работе он пишет о двойном стандарте, о потайном человеке, об ошибках. Мне кажется, что его работа особенно ценна тем, что ее автор — практикующий и мыслящий мирянин. Итак, прелесть — это опасное состояние. Чтобы не впасть в нее, нужно постоянно духовно сверяться. Все мои духовные отцы употребляли этот термин и советовали никогда не полагаться на себя. Конечно, жить нужно творчески. Церковь не отнимает творчества, наоборот, приветствует все его проявления. Но развиваясь творчески, все равно нужно сверятся со старшими и более опытными в вере. Спрашивайте бывалых. И если они скажут: ну куда ты полез, там шею свернешь, — прислушайтесь! Спрашивайте священнослужителей: вот мы затеяли то-то, то-то и то-то; батюшка, благословите. И священник либо благословит, либо скажет: нет, если вы будете совершать это так-то и так-то, то у людей начнутся искушения или вы забредете невесть куда. Тот, кто сверяется со старшими, вырастает, перенимает их родительский опыт. Тот, кто не сверяется, становится блудным сыном и оказывается у свиного корыта. Хорошо, если обратится. А сколькие не обращаются? Жил такой глубокоуважаемый старый монах, регент хора Московской духовной академии и семинарии. Не одно поколение батюшек выпустил. У него была такая духовная практика: после того как заканчивались песнопения, он спускался с хоров, поворачивался в сторону алтаря и спрашивал: «Господи, я правильно делаю? Угодно Тебе, Господи, что я делаю?» Так он каждый день производил сверку, несмотря на то, что был не чета нам — 50 лет монашеской жизни за плечами, духовный аскет... Может, потому и стал человеком высокодуховным, что не уставал задавать это вопрос. Запомните это! И никогда на путях ваших не забывайте спрашивать: «Господи, а правильно мы это делаем? Угодно ли тебе это?»
  • Как испытание Божие отличить от дьявольского искушения?
    Давайте вспомним, что такое Промысл Божий. По определению митрополита Филарета Московского, Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям. То есть все то плохое, что происходит в нашей жизни, находится под тщательным контролем Божиим. Господь Сам попускает дьявольское искушение. И значит, любые жизненные события происходят либо по Божиему благословению, либо по Божиему попущению. Часто бывает так: все идет как по маслу, и мы радуемся Божиему благословению. И вдруг все начинает валиться из рук, наваливаются неприятности. Что это такое? Дьявольское искушение? Ну, да, конечно. Но его попускает Господь. Причем определяет ровно ту меру, которая полезна нам, и дьявол не имеет сил причинить вреда больше, чем попущено Богом. Поэтому я думаю, что нет смысла искать четкого определения всему происходящему. Идешь по улице, а на тебя машина наехала. Или тебя незаслуженно матом обругали. Или всем зарплату дали, а тебя забыли внести в списки. Что это такое? Искушение или испытание? Это попущение Божие! Через него мы становимся духовно опытнее. Искушения и несчастья, как острый скребок, счищают с души плесень гордости и самомнения. Всегда помните, что и плохое, и хорошее — от Господа. И все для нашего блага. Поэтому, за все всегда благодарите Бога!
  • Как правильно относиться к светским медицинским праздникам?
    Ну что ж, давайте посмотрим на эти даты: 6 марта — Международный день зубного врача, 18 марта — Всемирный день сна, 21 марта — Международный день людей с синдромом Дауна, 24 марта — День борьбы с туберкулезом, 26 марта — День больных эпилепсией, 2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма... День донора, День без табака, День гемофилии, День щитовидной железы... Я о них даже не слышал прежде. А как к ним относиться? Полезно все, что дает проявиться духу милосердия. Если эти даты хотя бы в ком-нибудь пробудят сострадание и милосердие, если люди увидят, что вокруг них есть люди с такими проблемами — то эти праздники полезны. Недаром в Евангелии говорится, что страшно, когда люди «видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют… ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули» (Мф. 13, 11). Нам нужно уметь видеть вокруг себя чужую человеческую боль. А мы иногда просто не знаем о ней. Не подозреваем, что, например, люди, которые страдают снижением слуха, тяжело переживают это. Я сейчас собираю такой материал. Даю студентам Первого медуниверситета, которые у меня учатся, рефераты на тему: «Великие люди, страдавшие сенсорной депривацией». Их много, таких людей: Циолковский, Эдисон... Сохранились их дневники, где описаны глубокие душевные переживания, влиявшие на становление их личности. Пока я не углубился в эту проблему, я этого не знал. Поэтому хорошо, что такие дни обозначены в календаре. Хорошо, если о них будут говорить средства массовой информации и интернет-ресурсы, в том числе православные. Вот 1 августа будет, например, день грудного вскармливания. Это не значит, что все начнут кормить грудью, но внимание общества будет направлено на то, что детей лучше кормить грудью, а не смесями. Возможность лишний раз оглянуться и задуматься о других людях и их проблемах я считаю важным и полезным.

Задать вопрос