Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

9 апреля 2024 г. состоялось заседание № 152 ОПВ Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) «Современные проблемы слабослышащих больных. Лаборатория слуха и речи»

Подробнее

все События и новости

  • Как Православная Церковь относится к вину? Расскажите о пользе и вреде вина?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    В Библии говорится, что «вино веселит сердце человека» (Пс. 103, 15) и «полезно … если будешь пить его умеренно» (Сир. 31. 31).

    Однако и в священном Писании, и в творениях святых отцов мы многократно находим строгое осуждение порока пьянства, который, начинаясь незаметно, влечет за собою множество других погибельных грехов. Очень часто пьянство становится причиной распада семьи, принося неисчислимые страдания как жертве этого греховного недуга, так и близким людям, особенно детям.

    «Пьянство – вражда на Бога… Пьянство – это добровольно накликаемый бес… Пьянство отгоняет Святого Духа» - писал святитель Василий Великий. «Пьянство – корень всех зол… Пьяница – живой мертвец… Пьянство и само по себе может служить вместо всякого наказания, наполняя души смятением, исполняя ум мраком, делая пьяного пленником, подвергая бесчисленным болезням, внутренним и внешним… Пьянство … - это многообразный и многоглавый зверь… Здесь вырастает у него блуд, так – гнев; здесь – тупость ума и сердца, а там – постыдная любовь… Никто так не исполняет злой воли диавола, как пьяница», наставлял святой Иоанн Златоуст. «Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны… Пьянство делает своего приверженца неспособным ни к какому делу», - свидетельствует святитель Тихон Задонский.

    Основная причина бегства многих наших современником в царство алкогольных иллюзий – это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов. С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь. (Из материалов Архиерейского Собора РПЦ, 2000 г.)
    (Опубликовано в Журнале «Народный лекарь».)
  • Что Вы посоветуете человеку, страдающему пьянством и его родственникам? Что делать для исцеления?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Человеку, страдающему пьянством, прежде всего, необходимо иметь желание избавиться от этого недуга и понимание того, что это заболевание духовного и телесного характера с прогрессирующе развивающейся психической и физической зависимостями от алкоголя. При лозунгах типа «Пил и буду пить», «Я не алкоголик» - никакой речи о лечении и быть не может. Пьющий должен иметь мотивацию на лечение. Если ее нет – все попытки родственников помочь пьющему бессмысленны и бесполезны.

    Родственникам следует подсказать пьющему обратиться за помощью к наркологу и к священнику. Самим же постоянно молиться за него Божией Матери перед ее иконой «Неупиваемая Чаша». Лучше все делать под контролем и по благословению священника. Важно настроиться на достаточно долгий совместный труд (десять лет и более).
    (Опубликовано в Журнале «Народный лекарь», 2003.)
  • Какие методы лечения могут помочь зависимому от алкоголя человеку?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    В помощь, страдающему пьянством.

    Жизнь – это великий дар Божий, это радость, свет, чистота и добро. Однако, к сожалению, многие люди хоронят себя заживо, становясь рабами алкоголя, обрекая себя на мучительную зависимость от него.

    Все страдающие недугом пьянства рано или поздно хотят избавиться от своей болезни. Обращение к врачам-наркологам, как правило, не дает полного исцеления. После лечения у больного может наступить период отказа от алкоголя, иногда довольно продолжительный. Но в дальнейшем очень часто происходит возврат к оставленному недугу, страдания больного становятся еще невыносимее, а переход к нормальной жизни – еще труднее. Так происходит потому, что больные, леча и очищая тело, забывают о душе, которая еще больше нуждается в лечении и очищении.

    После лечения у нарколога обычно следует четкая врачебная установка – “держаться”, то есть не пить своей силой воли. Рекомендуется переменить работу, место жительства и т. п. Те же, кто не уверен в своей силе воли, подвергают себя медицинскому вмешательству: имплантации препарата “Эспераль” или внутривенной инъекции “Торпедо”, сроком действия на полгода или год. Все эти методы не дают главного – не освобождают человека от зависимости. В данном случае от алкоголя таких больных удерживает только страх смерти, и они оказываются в двойном рабстве: у алкоголя и у страха смерти. Такое крайне напряженное состояние может продолжаться годами, а результатом нередко бывают эмоциональные срывы и сильные душевные расстройства.

    Некоторые, не ведая, что творят, подвергают себя “кодированию”, “лечатся” у колдунов, которые, по сути, являются слугами дьявола. Нередко это заканчивается необратимыми последствиями.

    По учению Православной Церкви, алкогольная зависимость по всем признакам сходна с одержимостью злым духом. В таком человеке отсутствуют внутренняя свобода и независимость от страсти к алкоголю, а дать их может только упование на помощь Божию, поскольку “невозможное человекам возможно Богу”.

    Вера в Бога ни в коем случае не отрицает медицинскую помощь – ведь и медицина, и врачи, и лекарства созданы Богом для человека, они помогают восстановить телесное здоровье. Однако исцеление от пороков, страстей невозможно без помощи Божией. Когда люди бессильны, следует с надеждой обратиться к Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, святым угодникам Божиим. Никогда чистосердечная молитва не останется тщетной у Бога, ибо, как сказано в Евангелие, “по вере вашей да будет вам”. Господь спасает из рва погибели не только ранее верующих людей, но и тех, кто до исцеления не имел представления о вере в Бога. Многие люди именно через чудесное исцеление приходят к вере и начинают вести достойную жизнь. По-разному получают страждущие благодатную помощь – одни прозревают самостоятельно и приходят в братства трезвости или к духовнику в храм Божий; кто-то выздоравливает по усердным молитвам родных и близких.

    Принимая на себя нелегкую ношу служения своим больным близким, надо помнить, что для борьбы с недугом пьянства требуется большое мужество и терпение. Можно посоветовать читать с благословения священника акафисты Пресвятой Богородице перед чудотворной Ее иконой “Неупиваемая Чаша”, святому мученику Вонифатию, можно в течение сорока дней читать Псалтырь, прося у Господа, чтобы ваш близкий, страдающий недугом пьянства, просветлел умом и сердцем и избавился от пагубной страсти. Очень действенна молитва, составленная святым праведным Иоанном Кронштадским, который многим помог исцелиться от недуга пьянства.

    Молитва святого праведного Иоанна Кронштадского

    Господи, призри милостиво на раба Твоего (имя), прельщенного лестью чрева и плотского веселья. Даруй ему (имя) познать сладость воздержания в посте и проистекающих от него плодов Духа. Аминь.
    (Опубликовано в Журнале «Ключи к здоровью».)
  • Как относиться к Обществу «Анонимных алкоголиков?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Общество анонимных алкоголиков (АА) в своей практической деятельности успешно демонстрирует, что оно спасает людей от пьянства. Действительно, общество АА приводит к тому, что многие его члены в отличие от многих людей, стремящихся иным путем избавиться от зависимости, перестают пить.

    Бытует мнение, что программа АА хорошо работает, но в ней недостает воцерковления. В действительности, здесь идет процесс другой. Работает закон поршневого вытеснения одного действия другим, при этом знак духовного наполнения новых действий не меняется, а безбожие усугубляется: происходит подмена одной страсти другой (или другими), одно безбожие (пристрастие) заменяется другим, более комфортным не только для тела, но и для души, и удаляющим от Церкви.

    Звучат морально-нравственные установки, много говорится о «смирении, духовном росте (1), высшей силе», члены АА становятся в меру своего доверия программе АА «добродетельными» – довольными собой людьми. При этом программа АА становится все более и более привлекательной, и это является условием «духовного роста» в обществе АА.

    Идеи и принципы, заложенные в программе АА, выглядят очень умными и достойными, их корни можно найти в святоотеческих поучениях Православной Церкви.

    Подаются же они на фоне проявлений протестанско-католического и восточно-оккультного духовного опыта. В частности, читается своя общая молитва, при этом члены АА берутся за руки и становятся в круг. Молитва приписывается древним христианам, сравнивается она и с молитвой оптинских старцев – мол «это одно и то же».

    Программа АА до того умна, что включает в себя все религии и все достижения человечества. Она до того привлекательна, что ее, к сожалению, плагиатирует (2) (при этом ругая АА) известный православный поборник трезвого образа жизни (и справедливо уважаемый человек), тем самым потешая ветеранов АА и дискредитируя серьезное и нужное дело. Деятельность АА внешне выглядит намного «умнее» и современнее. При этом ее можно красиво идейно оформить следующим образом. Люди творят «добрые дела». Поклонение Богу в этой системе выражается в отношении к другим (и себе) как образу Божьему.

    Получилась красивая система. Однако, в ней есть одна довольно тонкая особенность, которая и формирует ее «красоту», проявляется же она двояко. Во-первых, взаимодействие в системе происходит при отсутствии и ненужности верного знания о Первообразе, следовательно, нет необходимости и в Церкви как хранительнице такого знания и условии реального общения с Богом (т.е. АА – закрытая в своей самодостаточности система). Во-вторых, эта же особенность является следствием и результатом работы системы – в качестве побочного эффекта «исцеления» от пьянства вырабатывается стойкий иммунитет к воцерковлению. Церковь явно не отрицается, но превращается в дополнительное внешнее оформление программы АА. Понимание рассмотренной особенности (наряду с внутренним ощущением духа АА) сводится к известному мнению: «АА – секта экуменистического толка».

    Как это понимать? Это значит, что все существующие вероучения смешиваются в один псевдорелигиозный коктейль. Ни о какой чистоте веры и преданности Богу здесь и речи быть не может. Адепт «АА», ничего, как правило, в духовной жизни, не понимая и не подозревая подвоха, вместо «лекарства» принимает в свою душу ядовитый суррогат, наповал убивающий в нем всякие начатки истинной религиозности и осознания необходимости исцеления от недуга пьянства через покаяние и смирение.

    (1) – словосочетание православное, а смысл иной.
    (2) – например, пятый шаг – «признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений», а пятая ступень – «признание перед Богом и людьми истинной природы своих прежних заблуждений».
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)

Задать вопрос